35Положение о школьной библиотеке

а) обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся,
педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям)
обучающихся (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечноинформационных ресурсов школы;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
поиску, отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационных
процессов,
формирование
комфортной
библиотечной среды;
в) защита участников образовательного процесса от информации, пропаганды и
агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в
том числе от национальной, социальной нетерпимости, от рекламы
алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального,
расового, национального и религиозного неравенства, от распространения
печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и
жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное
поведение, от распространения экстремистских материалов, а также от
распространения информации, которая направлена на пропаганду войны,
разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды.













III. Основные функции
Для реализации основных задач библиотека:
3.1.формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на
традиционных и нетрадиционных носителях информации;
пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет;
контролирует пополнение библиотечного фонда с целью запрета на
распространение литературы экстремистской направленности и иной
информации, негативной влияющей на несовершеннолетних;
осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
3.2.создает информационную продукцию:
осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей,
тематические картотеки);
разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
3.3.осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
























организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и
навыков работы с книгой и информацией;
создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
способствует развитию навыков самообучения;
предоставляет информационные ресурсы на основе изучения их интересов и
информационных потребностей;
организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности, содействует развитию критического
мышления;
оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
гарантирует защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред
его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от
национальной, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и
табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и
религиозного неравенства, от распространения печатной продукции, аудио- и
видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию,
наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение, от распространения
экстремистских материалов, а также от распространения информации, которая
направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или
религиозной ненависти и вражды;
3.4.осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;
создает банк педагогической информации как основы единой информационной
службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление,
систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях;
просмотр электронных версий педагогических изданий;
осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций), информирование руководства школы по вопросам
управления образовательным процессом;
способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры;
3.5.осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
знакомит с информацией по воспитанию детей;
консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.








IV. Организация деятельности библиотеки
4.1.Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и
воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы
школьной библиотеки.
4.2.В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа
обеспечивает библиотеку:
гарантированным
финансированием
комплектования
библиотечноинформационных ресурсов;
необходимыми служебными и производственными помещениями в
соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике
безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности,
запыленности
помещения,
коррозионно-активных
примесей
или
электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
телекоммуникационной
и
копировально-множительной
техникой
и
необходимыми программными продуктами;
ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.3.Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и
имущества библиотеки.
4.4.Ответственность за систематичность и качество комплектования основного
фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с
федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание
необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в
соответствии с уставом школы.
4.5.Режим работы школьной библиотеки определяется в соответствии с
правилами внутреннего распорядка школы.
4.6.В целях обеспечения рационального использования информационных
ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека школы взаимодействует
с районной библиотекой.
V. Управление. Штаты
5.1.Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и уставом школы.
5.2.Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет
директор школы.
5.3.Руководство
школьной
библиотекой
осуществляет
заведующий
библиотекой, который несет ответственность в пределах своей компетенции
перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными
законными представителями) за организацию и результаты деятельности
школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и
уставом школы.

5.4.Заведующий библиотекой назначается директором школы.
5.5.Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает
специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа
управления образованием.
5.6.Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет директору школы
на утверждение следующие документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) структуру и штатное расписание библиотеки;
г) планово-отчетную документацию;
д) технологическую документацию.
5.7.Порядок комплектования штата школьной библиотеки регламентируется
уставом школы.
5.8.Работники библиотеки могут осуществлять педагогическую деятельность.
Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности
осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.
5.9.Трудовые отношения работников школьной библиотеки и средней школы
регулируются трудовым договором, условия которого не должны
противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
VI. Права и обязанности библиотеки
6.1.Работники школьной библиотеки имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного
процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и
положении о школьной библиотеке;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и
кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
в) рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией по учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой,
утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским
комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями
библиотеки;
е) иметь ежегодный отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск (не более
12 дней) в соответствии с локальными нормативными актами;
ж) быть представленными к различным формам поощрения;
з) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в
работе библиотечных ассоциаций или союзов.
6.2.Работники библиотек обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями учебных изданий, образовательными программами школы,
интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий
пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы школьной библиотеки;
з) отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
и) повышать квалификацию.
VII. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1.Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания и другие источники информации;
д ) продлевать срок пользования документами;
е)
получать
тематические,
фактографические,
уточняющие
и
библиографические справки на основе фонда библиотеки;
ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
з) получать консультационную помощь в работе с информацией на
нетрадиционных носителях при использовании электронным и иным
оборудованием;
и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
7.2.Пользователи школьной библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования школьной библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на
различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении
библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении
проинформировать
об
этом
работника
библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет
последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ
(исключение: обучающиеся 1—2 классов);
ж) возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;

з) заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования школьной библиотекой;
и) полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока
обучения или работы в школе.
7.3.Порядок пользования школьной библиотекой:
а) запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному
составу класса, педагогических и иных работников школы - в индивидуальном
порядке, родителей (иных законных представителей) обучающихся — по
паспорту;
б) перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится
ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр;
г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из
фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.4.Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не
выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном
экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале;
7.5.Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится
по графику, утвержденному директором школы и в присутствии сотрудника
библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух
человек одновременно;
в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем
информации после предварительного тестирования его библиотекарем;
г) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89285307321

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».