выявление и реализация образовательного потенциала обучающихся,
отслеживание динамики всестороннего развития личности;
обеспечение функционирования Школы в соответствии с требованиями,
предъявляемыми к оснащению и организации образовательного процесса.
2.2. Задачами ВШК являются:
осуществление контроля
за исполнением
законодательства
в
сфере
образования, выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и
иных нормативных правовых актов, принятие мер по их пресечению;
анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности
педагогических работников, повышение ответственности за внедрение
передовых, инновационных технологий, методов и приемов обучения;
изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных
и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и
разработка на этой основе предложений и рекомендаций по распространению
педагогического опыта, устранению негативных тенденций;
оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе
контроля;
мониторинг достижений обучающихся по отдельным предметам с целью
определения качества усвоения учебного материала в соответствии с
динамикой развития обучающегося;
диагностирование состояния отдельных структур образовательного процесса с
целью выявления отклонений от запрограммированного результата в работе
педагогического и ученического коллективов;
совершенствование системы контроля за состоянием и ведением документации.
3. Функции и структура ВШК
3.1. Функции ВШК:
информационно-аналитическая;
контрольно-диагностическая;
коррективно-регулятивная.
1. Объектами ВШК являются:
образовательная деятельность;
обеспечение образовательной деятельности.
1. Контроль образовательной деятельности включает в себя контроль за:
образовательным процессом;
внеурочной деятельностью;
методической работой;
научно-исследовательской работой;
ведением документации;
информатизацией образовательного процесса;
внедрением инновационных технологий преподавания предметов;
интеграцией общего, профильного и дополнительного образования.
1. Контроль обеспечения образовательной деятельности включает в себя
контроль за:
учебно-методическим и информационным обеспечением образовательной
деятельности;
материально-техническим обеспечением образовательной деятельности;
санитарно-гигиеническим обеспечением образовательной деятельности;
обеспечением безопасного режима обучения;
укреплением материально-технической базы;
модернизацией материально-технической базы.
1. Направления, виды и методы ВШК
1. Директор школы
и (или) по его поручению заместители директора или
эксперты вправе осуществлять ВШК результатов деятельности педагогических
работников по вопросам:
соблюдения законодательства РФ в области образования;
осуществления государственной политики в области образования;
использования финансовых и материальных средств в соответствии с
нормативами;
использования методического обеспечения в образовательном процессе;
реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов,
соблюдения утвержденных учебных графиков;
соблюдения Устава школы, правил внутреннего трудового распорядка и иных
локальных актов школы;
соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и
текущего контроля успеваемости;
работы подразделений медицинских учреждений, с которыми заключен
договор, в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников
школы;
другим вопросам в рамках компетенции директора школы.
4.2.
При оценке деятельности педагогического работника в ходе ВШК
учитывается:
выполнение федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования в полном объеме (прохождение материала согласно
учебной программе, проведение практических, контрольных работ, экскурсий и
др.);
уровень знаний, умений, навыков и развитие обучающихся;
уровень сформированности ключевых компетентностей;
степень самостоятельности обучающихся;
владение
обучающимися общеучебными навыками,
интеллектуальными
умениями;
дифференцированный подход к обучающимся в процессе обучения;
совместная деятельность педагогического работника и обучающегося;
наличие положительного эмоционального микроклимата;
умение отбирать содержание учебного материала (подбор дополнительной
литературы, иллюстраций и другого материала, направленного на усвоение
обучающимися системы знаний);
способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному
контролю за результатами педагогической деятельности;
умение корректировать свою деятельность;
умение обобщать, систематизировать свой опыт.
4.3. Виды контроля: тематический, классно-обобщающий, фронтальный,
персональный, комплексный, документальный. Виды контроля и их
содержание представлены в таблице 1.
Виды и содержание ВШК
Таблица 1
№
Вид ВШК
Основное содержание ВШК
п/п
Работа коллектива, части
коллектива над определённой темой, проблемой.
1
Тематический
Уровень знаний, умений и навыков
(ЗУН) обучающихся по какой-либо теме,
проблеме.
КлассноУровень ЗУН, воспитанности,
2
обобщающий
сформированности ключевых компетентностей.
Состояние преподавания отдельных предметов во
всех классах, части классов. Состояние работы
З
Фронтальный
педагогических работников во всех классах или
части классов.
Продуктивность преподавательской деятельности,
4
Персональный
методический уровень педагогического
работника.
5
Комплексный
Проверка двух и более направлений деятельности
6
Документальный
Изучение документации
4.4.
Методы контроля за деятельностью педагогического работника:
анкетирование;
тестирование;
социальный опрос;
мониторинг;
включенное наблюдение;
изучение документации;
анализ самоанализа уроков;
беседа о деятельности обучающихся (проблемы и достижения);
результаты учебной деятельности обучающихся.
4.5.
Методы контроля за результатами учебной деятельности:
наблюдение;
устная проверка знаний;
письменная проверка знаний (контрольная работа);
комбинированная проверка;
беседа, анкетирование, тестирование;
зачет, сдача реферата, проектная деятельность;
проверка документации.
1. Порядок организации, осуществления и подведения итогов ВШК
5.1. ВШК может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок,
мониторинга, проведения административных работ.
5.1.1. ВШК в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с
утвержденным планом, который является частью плана работы Школы на
учебный год. План ВШК доводится до членов педагогического коллектива в
начале учебного года на совещании при директоре, Педагогическом совете,
вывешивается в доступном для педагогических работников месте.
5.1.2. ВШК в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления
фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях
обучающихся и (или) их родителей (законных представителей), организаций,
урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками
образовательного процесса.
5.1.3. ВШК в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет,
обработку и анализ информации о школе и результатах образовательного
процесса для эффективного решения задач управления качеством образования.
5.1.4. ВШК в виде административной работы осуществляется директором
школы или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью
проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся.
5.2. Основания для осуществления ВШК:
заявление педагогического работника на аттестацию;
план ВШК, утвержденный директором школы;
обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в сфере
образования.
5.3. Правила осуществления ВШК:
5.3. 1.ВШК осуществляет директор школы или по его поручению
заместитель(и) по учебно-воспитательной работе, руководители МО, другие
специалисты;
5.3. 2. в качестве экспертов к участию в ВШК могут привлекаться сторонние
(компетентные) организации и отдельные специалисты;
5.3. 3.при проведении проверок в соответствии с планом ВШК приказ по школе
не издается;
5.3. 4.при проведении оперативных проверок в случае установления фактов и
сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и (или) их
родителей (законных представителей), может издаваться приказ о вынесении
дисциплинарного взыскания;
5.3. 5.плановые проверки проводятся в соответствии с планом-заданием,
который определяет круг вопросов и (или) ответственных за исполнение того
или иного направления. План - задание должен обеспечить достаточную
информированность и сравнимость результатов ВШК для подготовки
итогового документа по отдельным разделам деятельности педагогического
коллектива, педагогического работника;
5.3. 6.продолжительность проверок устанавливается в каждом конкретно
взятом случае;
5.3. 7.члены администрации имеют право запрашивать у педагогических
работников необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к
предмету ВШК;
5.3. 8.экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в
необходимых случаях по согласованию с методической службой школы;
5.3.9. при проведении планового контроля не требуется дополнительного
предупреждения педагогического работника, если в месячном плане указаны
сроки контроля. Директор школы и его заместители по учебно-воспитательной
работе посещают уроки педагогических работников с предварительным
предупреждением не позднее чем за 2—3 урока. В случае установления цели
контроля о готовности класса и педагогического работника к уроку — без
предварительного предупреждения.
5.4. Результаты ВШК оформляются в виде справки. Итоговый материал должен
содержать цели ВШК, аналитическую информацию, констатацию фактов,
выводы и при необходимости предложения.
5.5. Педагогический работник должен быть ознакомлен с результатами ВШК
под роспись. При этом он вправе сделать запись в итоговом материале о
несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и
выводам и обратиться в конфликтную комиссию профкома школы.
По итогам ВШК в зависимости от его целей, а также с учетом реального
положения дел проводятся заседания педагогического, методических
объединений, совещания при директоре. Сделанные замечания и предложения
фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы.
5.6. Директор школы по результатам ВШК принимает следующие решения:
об обсуждении итоговых материалов ВШК коллегиальным органом;
о проведении повторного контроля;
о проведении повторного контроля с привлечением определенных
специалистов (экспертов);
о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц с
изданием приказа;
о поощрении работников с изданием приказа;
иные решения в пределах своей компетенции.
5.7. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях
обучающихся, их родителей (законных представителей), а также в обращениях
и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном
порядке и в установленные сроки.
6. Характеристика основных видов ВШК
6.1. Персональный контроль.
6.1. 1. Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической
деятельности отдельного педагогического работника;
6.1. 2. В ходе персонального контроля администрация изучает:
уровень знаний педагогического работника в области современных достижений
психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство
педагогического работника;
уровень овладения педагогическим работником современными
технологиями обучения, наиболее эффективными формами, методами и
приемами обучения, информационными технологиями;
результативность учебной деятельности обучающихся по предмету;
результативность внеучебной деятельности обучающихся класса;
способы повышения профессиональной квалификации педагогического
работника.
6.1. 3.При осуществлении персонального контроля администрация имеет
право:
знакомиться с документацией в соответствии с функциональными
обязанностями, рабочими программами, поурочными планами, классными
журналами, дневниками и тетрадями обучающихся, протоколами родительских
собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами
педагогического работника;
изучать практическую деятельность педагогического работника через
посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий отделения
дополнительного образования;
проводить экспертизу педагогической деятельности;
проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом
полученной информации;
организовывать
социологические,
психологические,
педагогические
исследования: анкетирование,
тестирование
обучающихся,
родителей
(законных представителей), педагогических работников;
делать выводы и принимать управленческие решения.
6.1.4.Педагогический работник имеет право:
знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
знать цель, содержание, виды и методы контроля;
своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации
школы;
обратиться в конфликтную комиссию профсоюзного комитета при несогласии с
результатами контроля.
6.2. Тематический контроль.
6.2. 1.Тематический контроль проводится по отдельным проблемам
деятельности школы.
6.2.2.Темы контроля определяются в соответствии с планом работы
школы, проблемно-ориентированным анализом работы по итогам учебного
года, основными тенденциями развития образования.
6.2. 3.В ходе тематического контроля:
проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);
осуществляется анализ практической деятельности педагогического работника,
педагога дополнительного образования, педагога-психолога, педагогаорганизатора, заведующего библиотекой, обучающихся;
посещение
уроков, внеклассных мероприятий,
занятий
отделения
дополнительного образования;
анализ школьной и классной документации.
6.3. Классно-обобщающий контроль.
6.3. 1.Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или
параллели.
6.3. 2. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о
состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели.
6.3. 3.В ходе классно-обобщающего контроля администрация школы изучает
весь комплекс образовательной работы в отдельном классе или классах:
деятельность всех педагогических работников;
включение обучающихся в познавательную деятельность, привитие интереса к
знаниям;
стимулирование
потребности
в
самообразовании,
самоанализе,
самосовершенствовании, самоопределении;
сотрудничество педагогического работника и обучающихся;
социально-психологический климат в классном коллективе;
посещаемость занятий обучающимися;
результативность обучения и т.д.
6.4. Комплексный контроль.
6.4. 1. Комплексный контроль проводится с целью получения полной
информации о состоянии образовательного процесса в целом или по
конкретной проблеме.
6.4. 2.Основанием для проведения комплексного контроля является
государственная аккредитация, проблемы обеспечения безопасного и
комфортного режима обучения, соответствие обеспечения образовательного
процесса санитарно-гигиеническим нормам и правилам и т. п.
6.4. 3. Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из
членов администрации школы, руководителей МО, эффективно работающих
педагогических работников под руководством одного из членов администрации
Школы.