выявление и реализация образовательного потенциала обучающихся, отслеживание динамики всестороннего развития личности; обеспечение функционирования Школы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оснащению и организации образовательного процесса. 2.2. Задачами ВШК являются: осуществление контроля за исполнением законодательства в сфере образования, выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов, принятие мер по их пресечению; анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников, повышение ответственности за внедрение передовых, инновационных технологий, методов и приемов обучения; изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений и рекомендаций по распространению педагогического опыта, устранению негативных тенденций; оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля; мониторинг достижений обучающихся по отдельным предметам с целью определения качества усвоения учебного материала в соответствии с динамикой развития обучающегося; диагностирование состояния отдельных структур образовательного процесса с целью выявления отклонений от запрограммированного результата в работе педагогического и ученического коллективов; совершенствование системы контроля за состоянием и ведением документации. 3. Функции и структура ВШК 3.1. Функции ВШК: информационно-аналитическая; контрольно-диагностическая; коррективно-регулятивная. 1. Объектами ВШК являются: образовательная деятельность; обеспечение образовательной деятельности. 1. Контроль образовательной деятельности включает в себя контроль за: образовательным процессом; внеурочной деятельностью; методической работой; научно-исследовательской работой; ведением документации; информатизацией образовательного процесса; внедрением инновационных технологий преподавания предметов; интеграцией общего, профильного и дополнительного образования. 1. Контроль обеспечения образовательной деятельности включает в себя контроль за: учебно-методическим и информационным обеспечением образовательной деятельности; материально-техническим обеспечением образовательной деятельности; санитарно-гигиеническим обеспечением образовательной деятельности; обеспечением безопасного режима обучения; укреплением материально-технической базы; модернизацией материально-технической базы. 1. Направления, виды и методы ВШК 1. Директор школы и (или) по его поручению заместители директора или эксперты вправе осуществлять ВШК результатов деятельности педагогических работников по вопросам: соблюдения законодательства РФ в области образования; осуществления государственной политики в области образования; использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами; использования методического обеспечения в образовательном процессе; реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдения утвержденных учебных графиков; соблюдения Устава школы, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы; соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости; работы подразделений медицинских учреждений, с которыми заключен договор, в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы; другим вопросам в рамках компетенции директора школы. 4.2. При оценке деятельности педагогического работника в ходе ВШК учитывается: выполнение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в полном объеме (прохождение материала согласно учебной программе, проведение практических, контрольных работ, экскурсий и др.); уровень знаний, умений, навыков и развитие обучающихся; уровень сформированности ключевых компетентностей; степень самостоятельности обучающихся; владение обучающимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями; дифференцированный подход к обучающимся в процессе обучения; совместная деятельность педагогического работника и обучающегося; наличие положительного эмоционального микроклимата; умение отбирать содержание учебного материала (подбор дополнительной литературы, иллюстраций и другого материала, направленного на усвоение обучающимися системы знаний); способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности; умение корректировать свою деятельность; умение обобщать, систематизировать свой опыт. 4.3. Виды контроля: тематический, классно-обобщающий, фронтальный, персональный, комплексный, документальный. Виды контроля и их содержание представлены в таблице 1. Виды и содержание ВШК Таблица 1 № Вид ВШК Основное содержание ВШК п/п Работа коллектива, части коллектива над определённой темой, проблемой. 1 Тематический Уровень знаний, умений и навыков (ЗУН) обучающихся по какой-либо теме, проблеме. КлассноУровень ЗУН, воспитанности, 2 обобщающий сформированности ключевых компетентностей. Состояние преподавания отдельных предметов во всех классах, части классов. Состояние работы З Фронтальный педагогических работников во всех классах или части классов. Продуктивность преподавательской деятельности, 4 Персональный методический уровень педагогического работника. 5 Комплексный Проверка двух и более направлений деятельности 6 Документальный Изучение документации 4.4. Методы контроля за деятельностью педагогического работника: анкетирование; тестирование; социальный опрос; мониторинг; включенное наблюдение; изучение документации; анализ самоанализа уроков; беседа о деятельности обучающихся (проблемы и достижения); результаты учебной деятельности обучающихся. 4.5. Методы контроля за результатами учебной деятельности: наблюдение; устная проверка знаний; письменная проверка знаний (контрольная работа); комбинированная проверка; беседа, анкетирование, тестирование; зачет, сдача реферата, проектная деятельность; проверка документации. 1. Порядок организации, осуществления и подведения итогов ВШК 5.1. ВШК может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ. 5.1.1. ВШК в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом, который является частью плана работы Школы на учебный год. План ВШК доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года на совещании при директоре, Педагогическом совете, вывешивается в доступном для педагогических работников месте. 5.1.2. ВШК в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и (или) их родителей (законных представителей), организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. 5.1.3. ВШК в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации о школе и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования. 5.1.4. ВШК в виде административной работы осуществляется директором школы или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 5.2. Основания для осуществления ВШК: заявление педагогического работника на аттестацию; план ВШК, утвержденный директором школы; обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в сфере образования. 5.3. Правила осуществления ВШК: 5.3. 1.ВШК осуществляет директор школы или по его поручению заместитель(и) по учебно-воспитательной работе, руководители МО, другие специалисты; 5.3. 2. в качестве экспертов к участию в ВШК могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты; 5.3. 3.при проведении проверок в соответствии с планом ВШК приказ по школе не издается; 5.3. 4.при проведении оперативных проверок в случае установления фактов и сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и (или) их родителей (законных представителей), может издаваться приказ о вынесении дисциплинарного взыскания; 5.3. 5.плановые проверки проводятся в соответствии с планом-заданием, который определяет круг вопросов и (или) ответственных за исполнение того или иного направления. План - задание должен обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов ВШК для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности педагогического коллектива, педагогического работника; 5.3. 6.продолжительность проверок устанавливается в каждом конкретно взятом случае; 5.3. 7.члены администрации имеют право запрашивать у педагогических работников необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету ВШК; 5.3. 8.экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с методической службой школы; 5.3.9. при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения педагогического работника, если в месячном плане указаны сроки контроля. Директор школы и его заместители по учебно-воспитательной работе посещают уроки педагогических работников с предварительным предупреждением не позднее чем за 2—3 урока. В случае установления цели контроля о готовности класса и педагогического работника к уроку — без предварительного предупреждения. 5.4. Результаты ВШК оформляются в виде справки. Итоговый материал должен содержать цели ВШК, аналитическую информацию, констатацию фактов, выводы и при необходимости предложения. 5.5. Педагогический работник должен быть ознакомлен с результатами ВШК под роспись. При этом он вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию профкома школы. По итогам ВШК в зависимости от его целей, а также с учетом реального положения дел проводятся заседания педагогического, методических объединений, совещания при директоре. Сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы. 5.6. Директор школы по результатам ВШК принимает следующие решения: об обсуждении итоговых материалов ВШК коллегиальным органом; о проведении повторного контроля; о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов); о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц с изданием приказа; о поощрении работников с изданием приказа; иные решения в пределах своей компетенции. 5.7. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей (законных представителей), а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки. 6. Характеристика основных видов ВШК 6.1. Персональный контроль. 6.1. 1. Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного педагогического работника; 6.1. 2. В ходе персонального контроля администрация изучает: уровень знаний педагогического работника в области современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство педагогического работника; уровень овладения педагогическим работником современными технологиями обучения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения, информационными технологиями; результативность учебной деятельности обучающихся по предмету; результативность внеучебной деятельности обучающихся класса; способы повышения профессиональной квалификации педагогического работника. 6.1. 3.При осуществлении персонального контроля администрация имеет право: знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами, поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями обучающихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами педагогического работника; изучать практическую деятельность педагогического работника через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий отделения дополнительного образования; проводить экспертизу педагогической деятельности; проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации; организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников; делать выводы и принимать управленческие решения. 6.1.4.Педагогический работник имеет право: знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности; знать цель, содержание, виды и методы контроля; своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации школы; обратиться в конфликтную комиссию профсоюзного комитета при несогласии с результатами контроля. 6.2. Тематический контроль. 6.2. 1.Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности школы. 6.2.2.Темы контроля определяются в соответствии с планом работы школы, проблемно-ориентированным анализом работы по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования. 6.2. 3.В ходе тематического контроля: проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование); осуществляется анализ практической деятельности педагогического работника, педагога дополнительного образования, педагога-психолога, педагогаорганизатора, заведующего библиотекой, обучающихся; посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий отделения дополнительного образования; анализ школьной и классной документации. 6.3. Классно-обобщающий контроль. 6.3. 1.Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели. 6.3. 2. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели. 6.3. 3.В ходе классно-обобщающего контроля администрация школы изучает весь комплекс образовательной работы в отдельном классе или классах: деятельность всех педагогических работников; включение обучающихся в познавательную деятельность, привитие интереса к знаниям; стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении; сотрудничество педагогического работника и обучающихся; социально-психологический климат в классном коллективе; посещаемость занятий обучающимися; результативность обучения и т.д. 6.4. Комплексный контроль. 6.4. 1. Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса в целом или по конкретной проблеме. 6.4. 2.Основанием для проведения комплексного контроля является государственная аккредитация, проблемы обеспечения безопасного и комфортного режима обучения, соответствие обеспечения образовательного процесса санитарно-гигиеническим нормам и правилам и т. п. 6.4. 3. Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации школы, руководителей МО, эффективно работающих педагогических работников под руководством одного из членов администрации Школы.