55положение о должностном(внутришкольном )контроле



















выявление и реализация образовательного потенциала обучающихся,
отслеживание динамики всестороннего развития личности;
обеспечение функционирования Школы в соответствии с требованиями,
предъявляемыми к оснащению и организации образовательного процесса.
2.2. Задачами ВШК являются:
осуществление контроля
за исполнением
законодательства
в
сфере
образования, выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и
иных нормативных правовых актов, принятие мер по их пресечению;
анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности
педагогических работников, повышение ответственности за внедрение
передовых, инновационных технологий, методов и приемов обучения;
изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных
и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и
разработка на этой основе предложений и рекомендаций по распространению
педагогического опыта, устранению негативных тенденций;
оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе
контроля;
мониторинг достижений обучающихся по отдельным предметам с целью
определения качества усвоения учебного материала в соответствии с
динамикой развития обучающегося;
диагностирование состояния отдельных структур образовательного процесса с
целью выявления отклонений от запрограммированного результата в работе
педагогического и ученического коллективов;
совершенствование системы контроля за состоянием и ведением документации.
3. Функции и структура ВШК

3.1. Функции ВШК:
 информационно-аналитическая;
 контрольно-диагностическая;
 коррективно-регулятивная.
1. Объектами ВШК являются:
 образовательная деятельность;
 обеспечение образовательной деятельности.
1. Контроль образовательной деятельности включает в себя контроль за:
 образовательным процессом;
 внеурочной деятельностью;
 методической работой;
 научно-исследовательской работой;
 ведением документации;
 информатизацией образовательного процесса;
 внедрением инновационных технологий преподавания предметов;
 интеграцией общего, профильного и дополнительного образования.
1. Контроль обеспечения образовательной деятельности включает в себя
контроль за:








учебно-методическим и информационным обеспечением образовательной
деятельности;
материально-техническим обеспечением образовательной деятельности;
санитарно-гигиеническим обеспечением образовательной деятельности;
обеспечением безопасного режима обучения;
укреплением материально-технической базы;
модернизацией материально-технической базы.

1. Направления, виды и методы ВШК
1. Директор школы























и (или) по его поручению заместители директора или
эксперты вправе осуществлять ВШК результатов деятельности педагогических
работников по вопросам:
соблюдения законодательства РФ в области образования;
осуществления государственной политики в области образования;
использования финансовых и материальных средств в соответствии с
нормативами;
использования методического обеспечения в образовательном процессе;
реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов,
соблюдения утвержденных учебных графиков;
соблюдения Устава школы, правил внутреннего трудового распорядка и иных
локальных актов школы;
соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и
текущего контроля успеваемости;
работы подразделений медицинских учреждений, с которыми заключен
договор, в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников
школы;
другим вопросам в рамках компетенции директора школы.
4.2.
При оценке деятельности педагогического работника в ходе ВШК
учитывается:
выполнение федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования в полном объеме (прохождение материала согласно
учебной программе, проведение практических, контрольных работ, экскурсий и
др.);
уровень знаний, умений, навыков и развитие обучающихся;
уровень сформированности ключевых компетентностей;
степень самостоятельности обучающихся;
владение
обучающимися общеучебными навыками,
интеллектуальными
умениями;
дифференцированный подход к обучающимся в процессе обучения;
совместная деятельность педагогического работника и обучающегося;
наличие положительного эмоционального микроклимата;
умение отбирать содержание учебного материала (подбор дополнительной
литературы, иллюстраций и другого материала, направленного на усвоение
обучающимися системы знаний);





















способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному
контролю за результатами педагогической деятельности;
умение корректировать свою деятельность;
умение обобщать, систематизировать свой опыт.
4.3. Виды контроля: тематический, классно-обобщающий, фронтальный,
персональный, комплексный, документальный. Виды контроля и их
содержание представлены в таблице 1.
Виды и содержание ВШК
Таблица 1
№
Вид ВШК
Основное содержание ВШК
п/п
Работа коллектива, части
коллектива над определённой темой, проблемой.
1
Тематический
Уровень знаний, умений и навыков
(ЗУН) обучающихся по какой-либо теме,
проблеме.
КлассноУровень ЗУН, воспитанности,
2
обобщающий
сформированности ключевых компетентностей.
Состояние преподавания отдельных предметов во
всех классах, части классов. Состояние работы
З
Фронтальный
педагогических работников во всех классах или
части классов.
Продуктивность преподавательской деятельности,
4
Персональный
методический уровень педагогического
работника.
5
Комплексный
Проверка двух и более направлений деятельности
6
Документальный
Изучение документации
4.4.
Методы контроля за деятельностью педагогического работника:
анкетирование;
тестирование;
социальный опрос;
мониторинг;
включенное наблюдение;
изучение документации;
анализ самоанализа уроков;
беседа о деятельности обучающихся (проблемы и достижения);
результаты учебной деятельности обучающихся.
4.5.
Методы контроля за результатами учебной деятельности:
наблюдение;
устная проверка знаний;
письменная проверка знаний (контрольная работа);
комбинированная проверка;
беседа, анкетирование, тестирование;
зачет, сдача реферата, проектная деятельность;



проверка документации.
1. Порядок организации, осуществления и подведения итогов ВШК





5.1. ВШК может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок,
мониторинга, проведения административных работ.
5.1.1. ВШК в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с
утвержденным планом, который является частью плана работы Школы на
учебный год. План ВШК доводится до членов педагогического коллектива в
начале учебного года на совещании при директоре, Педагогическом совете,
вывешивается в доступном для педагогических работников месте.
5.1.2. ВШК в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления
фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях
обучающихся и (или) их родителей (законных представителей), организаций,
урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками
образовательного процесса.
5.1.3. ВШК в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет,
обработку и анализ информации о школе и результатах образовательного
процесса для эффективного решения задач управления качеством образования.
5.1.4. ВШК в виде административной работы осуществляется директором
школы или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью
проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся.
5.2. Основания для осуществления ВШК:
заявление педагогического работника на аттестацию;
план ВШК, утвержденный директором школы;
обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в сфере
образования.
5.3. Правила осуществления ВШК:
5.3. 1.ВШК осуществляет директор школы или по его поручению
заместитель(и) по учебно-воспитательной работе, руководители МО, другие
специалисты;
5.3. 2. в качестве экспертов к участию в ВШК могут привлекаться сторонние
(компетентные) организации и отдельные специалисты;
5.3. 3.при проведении проверок в соответствии с планом ВШК приказ по школе
не издается;
5.3. 4.при проведении оперативных проверок в случае установления фактов и
сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и (или) их
родителей (законных представителей), может издаваться приказ о вынесении
дисциплинарного взыскания;
5.3. 5.плановые проверки проводятся в соответствии с планом-заданием,
который определяет круг вопросов и (или) ответственных за исполнение того
или иного направления. План - задание должен обеспечить достаточную
информированность и сравнимость результатов ВШК для подготовки








итогового документа по отдельным разделам деятельности педагогического
коллектива, педагогического работника;
5.3. 6.продолжительность проверок устанавливается в каждом конкретно
взятом случае;
5.3. 7.члены администрации имеют право запрашивать у педагогических
работников необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к
предмету ВШК;
5.3. 8.экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в
необходимых случаях по согласованию с методической службой школы;
5.3.9. при проведении планового контроля не требуется дополнительного
предупреждения педагогического работника, если в месячном плане указаны
сроки контроля. Директор школы и его заместители по учебно-воспитательной
работе посещают уроки педагогических работников с предварительным
предупреждением не позднее чем за 2—3 урока. В случае установления цели
контроля о готовности класса и педагогического работника к уроку — без
предварительного предупреждения.
5.4. Результаты ВШК оформляются в виде справки. Итоговый материал должен
содержать цели ВШК, аналитическую информацию, констатацию фактов,
выводы и при необходимости предложения.
5.5. Педагогический работник должен быть ознакомлен с результатами ВШК
под роспись. При этом он вправе сделать запись в итоговом материале о
несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и
выводам и обратиться в конфликтную комиссию профкома школы.
По итогам ВШК в зависимости от его целей, а также с учетом реального
положения дел проводятся заседания педагогического, методических
объединений, совещания при директоре. Сделанные замечания и предложения
фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы.
5.6. Директор школы по результатам ВШК принимает следующие решения:
об обсуждении итоговых материалов ВШК коллегиальным органом;
о проведении повторного контроля;
о проведении повторного контроля с привлечением определенных
специалистов (экспертов);
о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц с
изданием приказа;
о поощрении работников с изданием приказа;
иные решения в пределах своей компетенции.
5.7. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях
обучающихся, их родителей (законных представителей), а также в обращениях
и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном
порядке и в установленные сроки.
6. Характеристика основных видов ВШК
6.1. Персональный контроль.

























6.1. 1. Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической
деятельности отдельного педагогического работника;
6.1. 2. В ходе персонального контроля администрация изучает:
уровень знаний педагогического работника в области современных достижений
психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство
педагогического работника;
уровень овладения педагогическим работником современными
технологиями обучения, наиболее эффективными формами, методами и
приемами обучения, информационными технологиями;
результативность учебной деятельности обучающихся по предмету;
результативность внеучебной деятельности обучающихся класса;
способы повышения профессиональной квалификации педагогического
работника.
6.1. 3.При осуществлении персонального контроля администрация имеет
право:
знакомиться с документацией в соответствии с функциональными
обязанностями, рабочими программами, поурочными планами, классными
журналами, дневниками и тетрадями обучающихся, протоколами родительских
собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами
педагогического работника;
изучать практическую деятельность педагогического работника через
посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий отделения
дополнительного образования;
проводить экспертизу педагогической деятельности;
проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом
полученной информации;
организовывать
социологические,
психологические,
педагогические
исследования: анкетирование,
тестирование
обучающихся,
родителей
(законных представителей), педагогических работников;
делать выводы и принимать управленческие решения.
6.1.4.Педагогический работник имеет право:
знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
знать цель, содержание, виды и методы контроля;
своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации
школы;
обратиться в конфликтную комиссию профсоюзного комитета при несогласии с
результатами контроля.
6.2. Тематический контроль.
6.2. 1.Тематический контроль проводится по отдельным проблемам
деятельности школы.
6.2.2.Темы контроля определяются в соответствии с планом работы
школы, проблемно-ориентированным анализом работы по итогам учебного
года, основными тенденциями развития образования.
6.2. 3.В ходе тематического контроля:
проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);














осуществляется анализ практической деятельности педагогического работника,
педагога дополнительного образования, педагога-психолога, педагогаорганизатора, заведующего библиотекой, обучающихся;
посещение
уроков, внеклассных мероприятий,
занятий
отделения
дополнительного образования;
анализ школьной и классной документации.
6.3. Классно-обобщающий контроль.
6.3. 1.Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или
параллели.
6.3. 2. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о
состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели.
6.3. 3.В ходе классно-обобщающего контроля администрация школы изучает
весь комплекс образовательной работы в отдельном классе или классах:
деятельность всех педагогических работников;
включение обучающихся в познавательную деятельность, привитие интереса к
знаниям;
стимулирование
потребности
в
самообразовании,
самоанализе,
самосовершенствовании, самоопределении;
сотрудничество педагогического работника и обучающихся;
социально-психологический климат в классном коллективе;
посещаемость занятий обучающимися;
результативность обучения и т.д.
6.4. Комплексный контроль.
6.4. 1. Комплексный контроль проводится с целью получения полной
информации о состоянии образовательного процесса в целом или по
конкретной проблеме.
6.4. 2.Основанием для проведения комплексного контроля является
государственная аккредитация, проблемы обеспечения безопасного и
комфортного режима обучения, соответствие обеспечения образовательного
процесса санитарно-гигиеническим нормам и правилам и т. п.
6.4. 3. Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из
членов администрации школы, руководителей МО, эффективно работающих
педагогических работников под руководством одного из членов администрации
Школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89285307321

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».