ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 2019-2024 гг

1

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Пояснительная записка

3-7

1.1 Паспорт программы МБОУ « СОШ №41»
1.2. Информационная карта МБОУ «СОШ №41»
1.3. Сведения об учащихся
1.4. Сведения о педагогах
Раздел II
Концептуальные основания программы развития школы.

8-11

Раздел III
Приоритетные направления реализации программы развития школы.

11-21

Раздел IV
Основные этапы реализации программы развития.

22

Раздел V
Оценка эффективности реализации программы.

23-27

Раздел VI
Ожидаемые результаты. Угрозы и риски реализации программы.

28-30

2

Наименование
программы
Кем принята
Программа
Сведения о
разработчике
программы.
Основание для
разработки
Программы

Цель программы

Задачи программы

1.1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
«Создание образовательной среды, способствующей
интеллектуальному, духовно-нравственному, физическому
развитию ребенка» (далее – «Программа»)
Педагогическим советом, протокол заседания №1
от
31.09.2019 г
Администрация школы: Сайпуллаева З.И.– директор
школы; Омарова З.Г. – заместитель директора по УВР;
Газалиева Н.И.– заместитель директора по ВР;
Ибрагимхалилова З.М. – заместитель директора по ИОП;
Конвенция «О правах ребёнка», Закон РФ «Об
образовании в РФ», Гражданский кодекс Российской
Федерации, часть первая, подраздел 2, глава 3 «Граждане»
(физические лица), Федеральный закон «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
Национальный проект «Образование», Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина
РФ ФГОС - II ОО, Устав школы.
Совершенствование образовательного пространства в
соответствии с требованиями законодательства и с учетом
потребностей социума.
1.Эффективное использование кадровых, материальнотехнических ресурсов образования для обеспечения
высокого его качества, максимального удовлетворения
образовательных потребностей обучающихся, запросов
семьи и общества.
2. Обеспечить поэтапное внедрение профессионального
стандарта педагога в школе.
3. Привлечение молодых специалистов.
4. Совершенствование методов и технологий реализации
образовательного процесса для успешной социализации
детей, формирования различных компетенций.
5. Создание условий для самоопределения, выявления и
реализации индивидуальных возможностей каждого
ребенка, поиск и поддержка одаренных и талантливых
детей.
6. Создание условий для всестороннего развития учащихся
во внеурочной деятельности.
7. Создание условий обучения и воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья.
8.Создание условий для развития здоровьесберегающей
образовательной среды, обеспечивающей сохранение
3

здоровья детей, и совершенствования работы системы
психологического
сопровождения
образовательного
процесса.
9. Формирование условий для удовлетворения граждан в
качественном образовании; открытость образовательного
пространства через участие общественности в управлении
школой и развитие информационной среды школы.
10.Формирование и совершенствование педагогических
компетенций, развитие кадрового потенциала школы.
11. Совершенствование материально-технической базы
школы для обеспечения высокого качества непрерывного
образовательного процесса, оптимизации взаимодействия
всех его участников.
Этапы
реализации Первый этап (2019 – 2020 учебный год) – аналитикопроектировочный:
программы
проблемно-ориентированный
анализ
результатов
реализации предыдущей Программы развития;
- разработка направлений приведения образовательной
системы школы в соответствие с задачами программы
развития на 2019-2024 гг.
Второй этап (2020 - 2024 учебные годы) – реализующий:
- реализация мероприятий плана действий Программы;
- реализация образовательных и воспитательных проектов.
нормативно-правовое
сопровождение
реализации
Программы развития;
- осуществление системы мониторинга реализации
Программы, текущий анализ промежуточных результатов.
Третий этап (январь – июль 2024) – аналитикообобщающий:
- итоговая диагностика реализации основных программных
мероприятий;
- анализ итоговых результатов мониторинга реализации
Программы;
обобщение
позитивного
опыта
осуществления
программных мероприятий;
- определение целей, задач и направлений стратегии
дальнейшего развития школы.
Ожидаемые
- инфраструктура и организация образовательного процесса
школы соответствует требованиям ФЗ-273, СанПиНов и
результаты
другим нормативно-правовым актам, регламентирующим
реализации
организацию образовательного процесса;
Программы
- доступность не менее 75 % учебных кабинетов к
локальной сети школы и к Интернет-ресурсам;
- 100 % педагогов и руководителей школы пройдут
повышение квалификации и (или) профессиональную
переподготовку по современному содержанию образования
(в том числе ФГОС соответствующих ступеней
4

Источники
финансирования
реализации
программы
Управление и
контроль за
выполнением
программы

Порядок
мониторинга
хода и
результатов
реализации
Проекта.

образования) и инновационным технологиям;
- не менее 20 % педагогов работают по инновационным
образовательным технологиям;
- 50% обеспеченность специалистами и педагогами для
организации службы сопровождения детей с ОВЗ;
-переход на федеральные государственные образовательные
стандарты второго поколения на всех ступенях обучения,
ФГОС с ОВЗ;
-100%
выпускников
успешно
осваивают
общеобразовательные программы и сдают ГИА - 9, 11;
- 100% учащихся охвачены доступной удовлетворяющей
потребностям внеурочной деятельностью;
- 100% учащихся обеспечены необходимыми условиями
для занятий физической культурой и спортом;
-успешная реализация инклюзивного образования в школе;
- 80 % учащихся школы включены в исследовательскую и
проектную деятельность;
- 100% заполнение электронных журналов учителямипредметниками;
- не менее 50 % родителей (законных представителей)
включены в различные формы активного взаимодействия со
школой.
Бюджетное финансирование,
внебюджетное финансирование,
спонсорская помощь.
Управление Программой осуществляет директор школы
через своих заместителей по УВР, ВР, ИКТ.
Контроль за исполнением Программы осуществляет Совет
школы.
1. Внутренний мониторинг проводит социальнопсихологическая служба, администрация. Результаты
обсуждаются один раз в год.
2. Проект реализуется путем проведения мероприятий в
соответствии с основными направлениями.
3.Подготовка ежегодного публичного доклада директора
школы о результатах деятельности школы по реализации
проекта развития

5

1.2. Информационная карта МБОУ «СОШ №41»
Название учреждения (по Уставу):
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №41» г. Махачкалы.
Тип учреждения: Общеобразовательное учреждение
Вид учреждения: Средняя общеобразовательная школа
Организационно-правовая форма: Муниципальное бюджетное учреждение.
Учредитель: Комитет по управлению муниципальным имуществом
администрации города Махачкалы, улица Танкаева, 63
Год основания: 1969г.
Юридический адрес: Российская Федерация, Республика Дагестан, город
Махачкала, пос.Загородный, ул.Школьная.
Телефон (с обязательным указанием кода):
e-mail:ege200641@:vandex.ru
Адрес сайта в интернете: https://41.dagestanschool.ru/
Свидетельство о регистрации (номер, дата выдачи, кем выдано): №
1070560002150 от5 декабря 2008 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы
России по Кировскому району г.Махачкалы.
Лицензия (дата выдачи, №, кем выдана): 05П01 № 0002315
Министерством образования и науки РД от 10.02.2015 г.
Аккредитация (дата выдачи, № кем выдана:) 30.05.2011 г., ОП №016898
Министерством образования и науки РД.
Экономические и социальные условия территории нахождения:
МБОУ «СОШ №41» расположена по адресу в пос.Загородный город а
Махачкалы Республики Дагестан. Муниципальное общеобразовательное
учреждение «СОШ №41» являющаяся главным звеном образования и
предоставляет возможность всем детям, достигшим школьного возраста,
реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного
общего образования в пределах государственных образовательных стандартов.
В своей деятельности МБОУ «СОШ №41» руководствуется Конституцией
Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании в РФ»,
принимаемые в соответствии с ним другими законами и нормативно-правовыми
актами Российской Федерации, «Типовым положением об общеобразовательном
учреждении», а также законами и иными нормативно-правовыми актами субъекта
Российской Федерации в области образования, правовыми актами органов
местного самоуправления, договором между школой и Учредителем, Уставом,
локальными актами.

6

1.3. Сведения об учащихся
Ступень обучения
I ступень

Количество учащихся
212

II ступень
219

III ступень

13

По параллелям
1-х кл. – 2,
2-х кл. – 2,
3-х кл. – 2,
4-х кл. – 2.
5-х кл. – 2;
6-х кл. – 2,
7-х кл. – 2,
8-х кл. – 2,
9-х кл. – 2.
10-х кл-1,
11-х кл. – 1.

1.4. Сведения о педагогах
Всего
32

Высшая категория
7
вожатый
психолог

I категория
3

Соответствие
22
1
1

7

РАЗДЕЛ II
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
1.1. Концептуальные основы программы
Программа развития школы на период 2019-2024 г.г. является
организационной основой реализации государственной политики в сфере
образования. Программа развития обеспечивает научно-методическую разработку и
апробацию системных изменений в деятельности учреждения, реализует новые
подходы к формированию современной модели образования, отвечающей задачам
социально-экономического развития Российской Федерации.
Для достижения указанной цели должны быть следующие стратегические
задачи:
1.Эффективное использование кадровых, материально-технических ресурсов
образования для обеспечения высокого его качества, максимального
удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, запросов семьи и
общества.
2. Обеспечить поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога в
школе.
3. Привлечение молодых специалистов.
4. Совершенствование методов и технологий реализации образовательного
процесса для успешной социализации детей, формирования различных
компетенций.
5. Создание условий для самоопределения, выявления и реализации
индивидуальных возможностей каждого
ребенка, поиск и поддержка одаренных и талантливых детей.
6. Создание условий для всестороннего развития учащихся во внеурочной
деятельности.
7. Создание условий обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья.
8.Создание условий для развития здоровьесберегающей образовательной среды,
обеспечивающей сохранение здоровья детей, и совершенствования работы системы
психологического сопровождения образовательного процесса.
9. Формирование условий для удовлетворения граждан в качественном
образовании; открытость образовательного пространства через участие
общественности в управлении школой и развитие информационной среды школы.
10.Формирование и совершенствование педагогических компетенций, развитие
кадрового потенциала школы.
11. Совершенствование материально-технической базы школы для обеспечения
высокого качества непрерывного образовательного процесса, оптимизации
взаимодействия всех его участников.

8

МОДЕЛЬ ШКОЛЫ – 2024

Настоящая программа развития предполагает, что в результате ее реализации,
образовательная система школы будет обладать следующими чертами:
1) школа предоставляет учащимся качественное образование, соответствующее
требованиям федеральных государственных стандартов второго поколения, что
подтверждается через независимые формы аттестации;
2) выпускники школы конкурентоспособны в системе высшего и среднего
профессионального образования;
4) деятельность школы не наносит ущерба здоровью учащихся, в ней они
чувствуют себя безопасно и защищены от негативных влияний внешней среды;
3) в школе работает высокопрофессиональный творческий педагогический
коллектив;
4) педагоги школы применяют в своей практике современные технологии
обучения;
5) школа имеет эффективную систему управления, обеспечивающую не только
ее успешное функционирование, но и развитие, используются механизмы
государственно-общественного управления школой;
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГА ШКОЛЫ – 2024

Учитывая все вышеизложенное, наиболее целесообразным представляется
следующая модель компетентного педагога:
1) наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры,
теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации,
осуществляемой в режиме диалога;
2) способность к освоению достижений теории и практики предметной
области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности,
достаточности, научности;
3) стремление к формированию и развитию личных креативных качеств,
дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения
инновационных педагогических результатов;
4) наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в
саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического
процесса;
5) готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического
процесса освоению социального опыта;
6) освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения,
отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания
информационных потоков;
7) принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих
идей развития личности педагога;
8) наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть
стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию
ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет
профессиональную успешность в условиях конкуренции;

9

9)
сформированность
теоретических
представлений
о
системнопедагогическом
мышлении,
наличие
опыта
системного
исследования
педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности;
10) осознание метода педагогической деятельности как одной из высших
профессиональных ценностей педагога.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА - 2024 года.

Перспективная модель выпускника школы строится на основе Национального
образовательного идеала - высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества ,как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и
культурных традициях российского народа и ориентирована на его готовность к
самореализации в современном мире. В понятии готовность отражается единство
потребностей и способностей выпускника.
Соответственно, результатом деятельности школы станут, с одной стороны,
сформированные личностные качества выпускника, а, с другой стороны,
компетенции выпускника, значимые в социальном окружении и компетентности.
Выпускник должен обладать следующими чертами:
1) стремление к позитивной самореализации себя в современном мире;
2) прочные знания по основным школьным предметам обучения;
3) способность самостоятельно добывать знания, способность эффективно
работать и зарабатывать, способность полноценно жить и способность нравственно
жить в обществе;
4) владение основами мировой культуры; воспринимать себя как носителя
общечеловеческих ценностей, быть способным к творчеству в пространстве
культуры, к диалогу в деятельности и мышлении, а так же проектировать и
реализовать свои жизненные смыслы на основе общечеловеческих ценностей;
5) готовность в любой момент защищать свою Родину, обладать твердыми
моральными и нравственными принципами, знать Конституцию Российской
Федерации,
общественно-политические
достижения
государства,
чтить
государственную символику и национальные святыни народов, его населяющих,
принимать активное участие в государственных праздниках;
6) вести здоровый образ жизни гражданин России может принести своей
стране практическую пользу;
7) умение жить в условиях рынка и информационных технологий, знания
компьютерной техники и иностранных языков, готовности к жизни в современном
мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в
возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в
научном понимании мира;
8) уважительное относиться к национальным культурам народов Российской
Федерации, владение родным языком и культурой;
9) наличие коммуникативной культуры, владение навыками делового общения,
построение межличностных отношений, способствующих самореализации,
достижению успеха в общественной и личной жизни;

10

10) готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня
образованности на основе осознанного выбора программ общего и
профессионального образования;
11) способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни
общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к
самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и
осознанию своих обязанностей на основе традиций национальной духовной
культуры.
МИССИЯ ШКОЛЫ

Социально-педагогическая
миссия
школы
состоит
в
создании
образовательной среды, способной удовлетворить потребность субъектов
образовательного
процесса
в
доступном
качественном
образовании,
соответствующем современным требованиям и способствующем развитию
потенциала субъектов образовательного процесса.
РАЗДЕЛ III
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Цели, задачи, идеи и принципы развития МБОУ« СОШ № 36», а также ее
особенности, достижения и проблемы определяют основные направления
совершенствования организации педагогического процесса.
2.1. Повышение качества образования
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года
обозначено, что качество образования — это ориентация образования не только на
усвоение обучающимися знаний, но и развитие познавательных и созидательных
способностей; а также личной ответственности и опыта самостоятельной
деятельности.
Цель: повышение качества образования через совершенствование учебного
процесса, обновление его содержания, использования инновационных технологий
обучения и воспитания.
Задачи:
1. Обеспечить
условия для внедрения инновационных педагогических
технологий в образовательный процесс в интересах обеспечения доступного
качественного образования.
2. Повысить качество результатов ВПР, ГИА-9, ЕГЭ.
3. Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся.
4. Разнообразить формы внеурочной деятельности.
2.2. Поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога

11

На основании приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от
25.12.2014 г № 1115 профессиональный стандарт «Педагог» применяется с 1
января 2017 года.
В настоящее время начинается переходный период, который позволит
педагогам школы повысить уровень своей квалификации, усовершенствовать те или
иные компетенции, которые помогут достичь наиболее высокого качества
образования.
На сегодняшний день существует ряд трудностей в процессе перехода на новый
профессиональный стандарт педагога:
1. Реальная профессиональная деятельность педагогов школы не соответствует
требованиям профессионального стандарта, недостаточно выражена
взаимосвязь между квалификацией педагогического работника и
результатами его профессиональной деятельности;
2. Отсутствуют формы и механизмы независимой оценки квалификации
педагогов.
Цель: Приведение компетенций педагогов школы в соответствие с
требованиями профессионального стандарта «Педагог».
Задачи:
1. Проанализировать профессиональный стандарт «Педагог»
2. Провести мониторинг компетенций педагогов, выявить дефициты.
3. Скорректировать план профессионального развития педагогов
4. Обеспечить условия для внедрения профессионального стандарта в ОУ.
Мероприятия по реализации проекта:
Мероприятия

Ответственные

Сроки

Повышение квалификации с
использованием дистанционной
формы обучения .

Зам. директора по
УВР, НМР

2019
– 2024 гг.

Совершенствование программ
самообразования педагогов.

Зам. директора по
УВР, НМР

2019
— 2020 гг.

Зам. директора по
УВР, НМР
Зам. директора по
УВР, НМР

2019-2020 гг.

Организация семинаров, мастерклассов
Участие в экспериментальной
инновационной деятельности
Организация системы
наставничества
через создание «Школы
педагогического

Зам. директора по
УВР

12

2019
– 2024 гг.
Сентябрь – октябрь
2019 г.

мастерства»
Вовлечение педагогов в
исследовательскую работу
Работа по внедрению ФГОС второго
поколения

Зам. директора по
УВР,
руководители
ШМО Директор

Сентябрь 2019 г.
В течение всего
периода.

Ожидаемые результаты реализации проекта
рост профессионального мастерства педагогических кадров школы; 
создание условий для непрерывного образования педагогов; 
обеспечение соответствия уровня профессионализма, современных
компетентностей
педагогов требованиям социального запроса; 

 повышение мотивации труда педагогов









2.3. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья
детей в процессе обучения
Сохранение и укрепление здоровья школьников – один из главных вопросов
развития современной школы. Дети проводят в школе значительную часть дня, и
сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только
семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха.
Деятельность школы по данному направлению включает в себя ряд ключевых
моментов:
- внедрение комплекса мер по организации здоровьесберегающей среды для
детей в ОУ, позволяющей обеспечивать их гармоничное развитие и повышать
качество воспитательно-образовательной работы;
- совершенствование организации питания детей в ОУ;
- организация совместных мероприятий здоровьесберегающей и здоровье
формирующей направленности;
- разработка и внедрение программы оказания всесторонней помощи семье в
укреплении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Цель: Формирование у школьников всех возрастов понимания значимости
здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи:
1. Формирование у школьников понимания необходимости разумного
сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии
в своём развитии.
2. Создание благоприятных условий жизнедеятельности школы для
саморазвития, самосовершенствования личности и повышение уровня здоровья
учащихся.
3. Привитие учащимся традиций бережного отношения человека к
собственному здоровью.
4. Вовлечение учащихся в активную внеклассную деятельность по пропаганде
здорового образа жизни в семье и среди сверстников.
При оценке физического здоровья учащихся
необходимо учитывать
следующие показатели: состояние здоровья по медицинским показателям (рост, вес,
13

зрение, слух), физический энергопотенциал, количество пропусков уроков по
болезни, степень готовности к здоровому образу жизни.
Ожидаемые результаты:
1. Тенденция к снижению роста заболеваемости учащихся;
2. Рост личностных и спортивных достижений.
3. Повышение уровня валеологической грамотности учащихся и родителей;
4. Рост комфортности субъектов образовательного процесса.

1.

План мероприятий по реализации проекта

№

Мероприятия

Сроки

1 раз в год Педагог-психолог

1

Обновление банка данных о
заболеваемости учеников. Анализ
заболеваемости и их динамика.
Составление социологических карт по
классам, составление списков

Сентябрь

2

4
5

6
7

8

9

10

Поддерживание в школе надлежащих
санитарно
– гигиенических условий
Составление индивидуальных учебных
планов для учащихся с ограниченными
возможностями, которые обучаются на
дому
Диспансеризация учащихся школы
Контроль состояния здоровья
школьников по
итогам диспансеризации
Издание приказов:
— об охране жизни и здоровья
школьников;

Август,

Зам.директора по
УВР

сентябрь
В течение Директор
года

Сентябрь

14

Педагог-психолог
классные
руководители

Постоянно Директор, завхоз

Апрель

— о назначении лиц, ответственных за
соблюдение правил техники
безопасности, противопожарной
безопасности и охраны труда
Рейды: — по проверке внешнего вида
обучающихся;
— по выполнению школьниками режима
дня
Регулярное проведение учебных
тренировок на
случай ЧС
Приобретение мебели, наглядных
пособий и

Исполнитель

Медицинский
работник
Директор школы

По
Зам. директора по
отдельному УВР, ВР,
плану
социальный
педагог
Директор,
По графику начальник
штаба ГО школы
В течение Директор

11

ТСО для кабинетов
Обеспечение учебных кабинетов
медицинскими аптечками

12

Оформление кабинета ОБЖ

13

Контроль физического воспитания
школьников

14

Контроль преподавания ОБЖ

15

Проведение динамических пауз в
начальной школе

года
Август — Завхоз
сентябрь
До октября Зам.директора по
УВР, учитель ОБЖ
По
Администрация
отдельному школы, учитель
плану
физкультуры
По
Администрация
отдельному школы
плану
Постоянно Учителя начальных
классов, учитель
физкультуры

2.4. Развитие информационной среды школы
Одним из направлений модернизации школы является создание условий для
повышения информационно – коммуникативной грамотности, как педагогов,
так и учащихся. В рамках данного направления в школе необходимо реализовывать
образовательные программы по информатике и ИКТ для учащихся, организовывать
элективные занятия и внеурочную деятельность по данному направлению. Активно
использовать информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Программа развития предусматривает расширение сфер использования ИКТ в
школе.
Цели:
1. Разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения
процессов функционирования и развития школы.
2. Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы.
Задачи:
1. Создание условий, обеспечивающих целенаправленную подготовку
педагогов и учащихся в области получения, переработки и использования
информации.
2. Использование информационных систем для повышения эффективности
управленческих решений.
3. Широкое внедрение современных информационных технологий в учебновоспитательный процесс школы.
4. Обновление программного и технического обеспечения компьютерных
классов школы.
5. Разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и
преимуществах.
15

Ожидаемые результаты:
1. Создание эффективной системы информационного обеспечения
образовательной программы школы.
2. Подготовка учащихся и педагогов к жизни и деятельности в условиях
информационного общества.
3. Повышение уровня научно-методического обеспечения профессиональной
деятельности педагогов.
4. Расширение информированности участников образовательного процесса с
целью наиболее полной реализации прав граждан на образование.
5. Активное использование медиа – ресурсов на каждом предмете и во
внеурочной деятельности.
Мероприятия по реализации проекта
№ Мероприятия

1
2

3

4

5

6
7
8

Компьютерный мониторинг
качества образования

Сроки

Ответственные

Один раз в четверть Директор
Зам. директора
Один раз в четверть по УВР

Использование компьютерного
мониторинга обученности в
начальной
школе
Создание информационного банка
Зам. директора
«Из опыта работы с новыми
В течение первого по
информационными технологиями» этапа реализации ИКТ, учителяконцепции
предметники
Совместное совещание
педагогического коллектива,
Ежегодно, сентябрь Директор
членов ученического совета
с целью определения актуальных
тем для информационного
пространства школы.
Использование компьютеров и
ресурсов Интернета для
проведения интегрированных
уроков.
Компьютерное тестирование
учащихся по подготовке к ОГЭ и
ЕГЭ по русскому языку и
математике
Заседания круглого стола
«Информатизация школы»
Обмен опытом работы по
информатизации учебного

Постоянно

Постоянно

Декабрь - май
Постоянно

16

Зам. директора
по УВР, учителяпредметники
Зам. директора
по УВР
Зам. директора
по ИКТ
Зам. директора
по УВР

процесса на заседаниях ШМО
Семинар по результатам каждого
из этапов реализации программы
9 информатизации школы
Использование возможностей
компьютерного класса для
проведения интегрированных
уроков, факультативных занятий,
10 кружковой работы
Использование в работе школы
11 электронной почты
Пополнение банка данных
образовательных услуг
12 компьютерной сети Интернет
Использование информационных
услуг сети в практике работы
13 школы
Пополнение компьютерных
картотек образовательных
14 программ
Пополнение школьной медиатеки ,
Интернет-ресурсов школьной
15 библиотеки
Обмен опытом создания и
использования мультимедийной
продукции в образовательном
16 процессе

Ежегодно, май

Администрация

Постоянно

Зам директора по
ИКТ, учитель
информатики

Постоянно

Директор

Постоянно

Секретарь

Постоянно

учителяпредметники

Постоянно

Зам. директора
по УВР, ИКТ

Постоянно

Библиотекарь

Постоянно

Зам. директора
по ИКТ

Сентябрь

Зам. директора
по УВР, ИКТ
Зам. директора
по УВР, ИКТ
Зам. директора
по УВР, ИКТ

19

Обновление базы данных о
педагогических кадрах
Создание и обновление базы
данных по всеобучу
Создание и обновление базы
данных о выпускниках

20

Пополнение программного
Постоянно
информационного ресурса школы

Директор, зам.
директора по
ИКТ

21

Поддержка сайта школы

По приказу

17
18

Август, февраль
Октябрь

Постоянно

17

Прогнозируемые результаты реализации проекта
Критерии

Показатели

Создание единого ·
информационного
·
пространства
Повышение
уровня
информационной
культуры как
составляющей
профессионально
го мастерства
учителя

Повышение
культуры
обучающихся

повышение эффективности образовательного процесса;
автоматизация организационно-распорядительной
- деятельности школы. создание условий для творческого
роста всех участников
- образовательного процесса с помощью использования
информационных технологий
- повышение качества образования;
- повышение квалификационных категорий учителей;
- распространение и обобщение опыта учителей через
участие в научно-методических и научнопрактических семинарах, конференциях, публикациях,
в том числе в интернет-формах
- создание оптимальных условий для взаимодействия
семьи и школы через единое информационное
пространство образовательного
- учреждения эффективность использования сайт

·

использование компьютерной технологии в
самостоятельной работе;

·

участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях с
использованием Интернет-технологий и Интернетресурсов.

2.5. Инклюзивное образование в школе
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях
ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата
образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его
потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило
важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики школы.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции
детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного
образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому
отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного»
(включенного) образования.
Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный
процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в
общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых
образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с
ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и
социального опыта вместе со сверстниками.
18

Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность
социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ
наряду с освоением им академических знаний, тем более, что реабилитация детей с
ограниченными возможностями здоровья средствами образования является
важнейшей составной частью программы их комплексной реабилитации,
направленной на максимальную реализацию личностного потенциала детей и их
полноценное вхождение в общество.
Цель работы по данному направлению в школе: реализация инклюзивного
образования детей с разными возможностями в условиях общеобразовательного
учреждения.
Задачи:
 создание безбарьерной среды для обучения детей, имеющих особые
образовательные потребности.
 создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми
возможностями.
 разработка нормативно-правовой базы по проблеме.
 организация системы психолого-педагогического сопровождения развития
детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическоконсультивного, социально-трудового направлений деятельности.
 разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной
социализации детей в социуме.
 обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов
по
проблеме инклюзивного образования.
Подзадачи:
В работе с семьей:
 способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности
через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и
представлений;
 вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его
участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми,
организации совместной практической деятельности.
 содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей
позитивными способами коммуникации.
 создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения
социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
В работе с педагогами:
 создать условия для повышения квалификации педагогов по проблеме
инклюзивного образования.
 способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.
 стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность
по проблеме.
Ожидаемые результаты:
Разработка модели инклюзивного образования и эффективное её
функционирование в образовательном учреждении.
Индикаторы результативности:
19

результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов
(аналитические материалы)
 результаты диагностики:
 развития детей,
 уровня детско-родительских отношений,
 личностного развития родителей и педагогов. (диаграммы, графики,
сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности)
 востребованность
родителями психолого-педагогических мероприятий
(журналы посещаемости, книги отзывов).
 повышение рейтинга учреждения.
Для построения и успешного функционирования модели инклюзивного
образования необходим системный подход, программная форма организации,
создание мультидисциплинарной команды сопровождения всех субъектов
образовательной деятельности.
Эффективность работы будет оцениваться по следующим критериям:
реализация индивидуального подхода к детям; обеспечение условий для
самостоятельной активности ребенка; активное включение в образовательный
процесс всех его участников; междисциплинарный подход; вариативность
образовательного и воспитательного процесса; взаимодействие с семьей;
динамическое развитие образовательного учреждения.
Формами оценки эффективности может быть как административный контроль,
так и самоконтроль, самооценка и самоанализ деятельности каждым участником
педагогического процесса.
Критерии эффективности инклюзивного
образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии


Критерии
Реализация
индивидуального
подхода к детям
Обеспечение
условий
для
самостоятельной
активности
ребенка

Активное
включение в
образовательный
процесс всех его
участников
Междисциплинар
ный подход

Показатели
Составление индивидуального учебного
плана с учетом данных
диагностики
Организация
развивающей
среды,
наличие в режиме дня времени и форм
для
самостоятельной
активности
ребенка, обеспеченной наблюдающей
позицией взрослого

Индикаторы
Наличие
индивидуальных
учебных планов с оценкой
хода их выполнения
Планирование времени в
режиме дня для
самостоятельной активности
детей. Методические
рекомендации по психологопедагогическому
сопровождению детей с
разными образовательными
потребностями.
Командные
формы
выработки
и Функционирование в школе
принятия организационных решений:
разнообразных командных
м е ж д и с ц и п л и н а р н ы е команды, форм работы
собрания,
командные
тренинги,
координационный совет, проектные
группы,
родительские
комитеты,
пожелания детей
Междисциплинарное
Наличие специалистов.
проведение и обсуждение
Циклограмма проведения
диагностики, составления
междисциплинарных
20

и реализации ИОП

Вариативность в
организации
процессов
обучения и
воспитания

Вариативные образовательные
программы, приемы, методы
образования, вариативная
образовательная среда

Партнерское
Организация
партнерских
форм
взаимодействие с взаимодействия с семьей, участие
семьей
родителей в жизни школы, консультации
родителей по волнующим их вопросам
Динамическое
Выстраивание
образовательного
развитие
процесса
в
соответствии
с
образовательной
потребностями детского контингента,
модели
изменение образовательных условий в
инклюзивного
связи с диагностикой образовательных
пространства
потребностей
школы

консилиумов, формы
фиксации результатов
обследования и
рекомендаций.
Квалификация специалистов
– наличие образования по
разным методам работы, в
том числе и с детьми с ОВЗ,
методических,
дидактических
пособий,
обеспечивающих
образовательный процесс
Наличие договора с
родителями с приложением о
конкретной
программе
действий.
Соответствие качественного
состава контингента детей,
штатного
расписания,
методической
базы
и
предметно-развивающей
среды. Применение новых
технологий в соответствии с
выявленными потребностями
детей.

Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит
организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно
корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по
конечным результатам.

21

РАЗДЕЛ IV
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Этапы реализации программы с 2019 по 2024 гг.
Программа разрабатывается в соответствии с концепцией, целями, задачами,
программными мероприятиями, проектами и реализуется с 2019 по 2024 год в 3
этапа.
I этап. 2019-2020 годы – констатирующий (этап разработки программы).
Этап
предполагает
концептуальное,
организационное,
кадровое,
педагогическое обеспечение;
анализируется опыт учреждения;
разрабатываются программы, концепции, проекты, мини-проекты:
проводится экспертиза новых проектов;
создаются временные творческие коллективы, группы;
анализируются возможности социума;
формируется нормативно-правовая база программы.
II этап. 2020-2022 г – формирующий
Этап предполагает творческую разработку, апробацию и внедрение в
образовательный процесс инноваций, технологий, методов, средств обучения,
программ и проектов; мониторинг, оценка промежуточных результатов.
III этап. 2022-2024 г. – Рефлексивно-обобщающий
Этап предполагает анализ, оценку, оформление результатов, достижение цели
и задач, формирование решений по итогам реализации программы.

22

РАЗДЕЛ V
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
К основным ожидаемым результатам реализации программы развития,
составляющим основу образа желаемого будущего школы к 2024 году,
относятся:
• качественное
образование,
соответствующее
требованиям
к
образовательным результатам ФГОС общего образования и обеспечивающее
каждому учащемуся условия для достижения максимально возможного для него
уровня образовательной успешности;
• способность выпускников школы самостоятельно решать проблемы в
различных областях жизни и профессиональной деятельности, их
конкурентоспособность в системе высшего профессионального образования и на
региональном рынке труда;
• эффективная система воспитания, адекватная потребностям времени,
ориентированная на творческую самореализацию учащихся в различных видах
деятельности;
• ориентация образовательных программ на формирование нового
социокультурного типа личности, способной к самостоятельности, готовой к
самообразованию в течение всей жизни, ответственному поведению;
• наличие высокопрофессионального творческого педагогического
коллектива, способного к построению субъект - субъектных отношений;
• эффективная система управления, обеспечивающая не только ее
успешное функционирование, но и развитие, на основе механизмов
государственно-общественного управления;
• современная материально-техническая база и пространственнопредметная среда, обладающая необходимым количеством ресурсов для
реализации ее планов;
• удовлетворенность потребителей качеством и набором предоставляемых
образовательных услуг.
Критериями эффективности реализации программы развития будут
выступать:
1. Постоянное соотнесение процесса развития школы с критериями
эффективности:
- социально-педагогическим (соответствие нормативным требованиям
развития образовательной организации);
образовательным
(соответствие
образовательных
результатов
требованиям ФГОС к результатам освоения образовательных программ),
- психолого-педагогическим (устойчивость созданных параметров
субъектно – развивающей образовательной среды).
23

2. Согласованность основных направлений и приоритетов развития
образовательной системы школы с региональной и городской программами
развития образования.
3. Рост личностных достижений всех субъектов образовательного процесса
4.
Рост
материально-технического
и
ресурсного
обеспечения
образовательной системы школы.
5. Влияние образовательной системы школы на развитие образовательного
пространства района;
6. Удовлетворенность всех участников образовательных отношений
уровнем и качеством образовательных услуг.
Критерии эффективности программы развития и ее влияния на
образовательную систему школы и социокультурную среду раскрываются через
систему показателей, позволяющих выявлять уровень качества проектируемой
субъектно – развивающей образовательной среды. Для систематизации
информации, целостного охвата и оценки результативности и эффективности
программы развития были определены следующие критерии результативность
системы образования, обеспечение эффективности образовательного процесса,
эффективность деятельности управления, ход реализации программы.
Мониторинг результативности и эффективности реализации программы
развития
Критерий
Показатели
1. Критерии результативности системы образования
1.1.
Критерий - уровень обученности
качества реализации - качество знаний
учебных программ
- число победителей олимпиад, конкурсов разного уровня
- число выпускников школы, поступивших в высшие и
средние профессиональные учебные заведения
- отношение среднего балла ОГЭ и ЕГЭ по русскому
языку и математике с региональными, городскими и
районными показателями
1.2.
Критерий сформированность
ценностных
ориентаций
реализации
выпускников школы (анкетирование)
воспитательной
- дисциплинарные показатели
функции
- степень и уровень (городской, областной, российский)
образовательного
участия школьников в социокультурных акциях и
процесса
социально-ориентированных проектах
- число и значимость инициированных школой и
реализованных социокультурных акций, и социальноориентированных проектов
24

1.3.
Социальновоспитатель-ный
критерий

1.4.
здоровья

Критерий

1.5.
Критерий
социальной оценки
деятельности школы

- степень участия семьи в воспитании, уровень
взаимодействия семьи и школы
- процент успешно адаптированных школьников
социально незащищенных категорий
- степень социальной активности детских общественных
объединений (число инициатив и акций)
число
учащихся,
играющих
активную
социокультурную роль и представляющих школу на
разных уровнях (конкурсы, соревнования, смотры)
- соответствие показателей здоровья среднему уровню
по области
- уровень физического развития школьников
- показатели здоровья педагогов
- показатели культуры здоровья и здорового образа жизни
- санитарно-гигиенический режим школы
- удовлетворенность учащихся и родителей качеством
образовательных услуг (социологический опрос)
конкурентноспособность
выпускников
школы
(поступление в ВУЗы)
- количество публикаций о школе (СМИ)

2. Критерии обеспечения эффективности образовательного процесса
2.1
Критерий динамика
финансирования,
использование
материальномногоканального финансирования с привлечением
технической,
внебюджетных средств
нормативной
и нормативно-правовая
обеспеченность
программнообразовательного процесса
методической
- обеспеченность учебно-методической литературой,
оснащенности
медиатека
образовательного
- уровень материально-технической оснащенности
процесса
(оборудованность учебных кабинетов, наличие условий
для оздоровления школьников и занятий физкультурой и
спортом, оснащенность компьютерной техникой и
интерактивным оборудованием)
2.2.
Критерий - организация профилактической и коррекционной
создания
работы с детьми «группы риска»
условий
для - развитие образовательной сети для детей с
воспитания
ограниченными возможностями здоровья
и социализации
число
учащихся,
охваченных
системой
25

дополнительного образования
уровень
развития
классных
коллективов
(социометрические исследования)
- уровень эстетического оформления пространства
школы
2.3. Критерий
- наличие нормативно-правовых документов по
организованности и
организации
инновационных
процессов
школы
эффективности
(положения, локальные акты)
инновационных
- наличие и качество системы диагностики инноваций
процессов
- меры стимулирования поисковой инновационной
деятельности
- степень информатизации образовательного процесса
2.4.
Критерий эмоционально-психологический
климат
в
создания условий для педагогическом коллективе (социально-психологическое
деятельности
исследование)
педагогов
- участие педагогов в профессиональных конкурсах
- представление педагогами школы своего опыта на
разных уровнях (публикации, выступления, открытые
уроки)
условия
стимулирования
непрерывного
профессионального развития педагогов
3.
Критерий оптимальность
организационной
структуры
эффективности
управления
деятельности
- четкость распределения функциональных обязанностей
управления
- анализ эффективности принятых и выполненных
решений
- число эффективных инициатив, число и значимость
инновационных проектов
4. Критерии процесса реализации Программы развития
4.1. Критерий
- эффективность взаимодействия школы с учреждениями
сформированности
и ведомствами (экспертная оценка)
социокультурного
- наличие и качество организации системы мероприятий
образовательного
по видам деятельности (культурная, просветительская,
пространства
проектно-преобразовательная и т.д.) в районе (городе,
области) при непосредственном участии школы
наличие
спектра
образовательных
услуг,
предоставляемых школой, их доступность и оценка
удовлетворенности населением
4.2. Критерий
- наличие системы профориентационной работы и
26

создания условий для
осознанного выбора
учащимися
предоставляемых
образовательных
услуг (формирование
жизненного плана и
профессиональная
направленность)
4.3. Критерий
сформированности
потребностей и
мотивации в
профессиональном
саморазвитии
педагогов

сопровождения
личностно
–
профессионального
самоопределения
на
всех
уровнях
школьного
образования
- осознанность выбора и удовлетворенность им
(анкетирование)
- успешность профессионального выбора и жизненной
самореализации выпускников (анализ отсроченных
результатов)
- динамика изменения ценностных ориентаций
педагогов (тестирование)
- мотивация на саморазвитие (тестирование)

Таким образом, контроль и оценка результатов реализации программы
развития, определения и анализа качественных и количественных характеристик
проектируемой
субъектно
–
развивающей
образовательной
среды
осуществляется на основе принципов гуманитарной экспертизы с
использованием коллективных и авторских методик самооценки и
взаимооценки, методов психолого-педагогической диагностики.

27

РАЗДЕЛ VI
5.1. Ожидаемые результаты
В системе управления:
-в школе будет действовать обновленная система управления, разработанная с
учетом современного законодательства и тенденций развития управленческой
науки;
-нормативно-правовая
и
научно-методическая
база
школы
будет
соответствовать требованиям ФГОС и современным направлениям развития
психолого-педагогической науки и практики;
-система мониторинга станет неотъемлемой основой управления развитием
школы;
-будет отмечаться рост привлеченных средств в соответствии с расширением
образовательных услуг и партнерских отношений школы.
В обновлении инфраструктуры:
- инфраструктура и организация образовательного процесса школы будет
максимально возможно соответствовать требованиям СанПиНов и другим
нормативно-правовым
актам,
регламентирующим
организацию
образовательного процесса;
- все учебные кабинеты будут максимально возможно оснащены в
соответствии с требованиями ФГОС общего образования;
- 100% учебных кабинетов будет иметь доступ к локальной сети школы и к
Интернет-ресурсам;
В совершенствовании профессионального мастерства педагогического
коллектива:
- 100 % педагогов и руководителей школы пройдет повышение квалификации
и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию
образования (в том числе ФГОС соответствующих уровней образования) и
инновационным технологиям;
- не менее 55 % педагогов будет работать по инновационным образовательным
технологиям;
- не менее 40 % педагогов будут иметь опыт предъявления собственного
опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических
конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психологопедагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.).
В организации образовательного процесса:
- 100 % школьников будет получать образование с использованием
информационно-коммуникационных технологий;
- не менее 75 % школьников будет обучаться в системе внутришкольного
дополнительного образования;
28

- 100 % учащихся основной и старшей школы будет включено в
исследовательскую и проектную деятельность;
- в школе будет работать программа поддержки талантливых детей и
обучающихся с ОВЗ и инвалидов (по различным направлениям
интеллектуального, творческого, физического развития);
В расширении партнерских отношений:
- не менее 50 % родителей (законных представителей) будет включено в
различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в
решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.);
- не менее 5-10 партнеров социума (учреждений, организаций, физических
лиц) будет участниками реализации общеобразовательных и дополнительных
программ школы.

5.2. Угрозы и риски реализации программы
При реализации Программы развития на 2019-2024 гг. возможно
возникновение рисков (угроз), которые могут снизить эффективность
спланированных инновационных изменений. Чтобы исключить подобные риски,
настоящая Программа обозначает следующую систему мер по их минимизации.
Система мер по минимизации рисков реализации Программы
Виды рисков
Пути минимизации рисков
Нормативно-правовые риски
- Неполнота отдельных нормативно- Регулярный анализ нормативноправовых документов, не
правовой базы школы на предмет ее
предусмотренных на момент разработки и актуальности, полноты, соответствия
начало внедрения Программы.
решаемым задачам.
Финансово-экономические риски
- Нестабильность и недостаточность
- Своевременное планирование бюджета
бюджетного финансирования;
школы по реализации программных
- Недостаток внебюджетных,
мероприятий, внесение корректив с
спонсорских инвестиций и
учетом реализации новых направлений и
пожертвований в связи с изменением
программ, а также инфляционных
финансово-экономического положения процессов.
партнеров социума.
- Систематическая работа по расширению
партнерства, по выявлению
дополнительных средств финансирования
Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора)
- Недостаточность профессиональной
- Систематическая работа по обновлению
инициативы и компетентности у
внутриучрежденческой системы
29

отдельных педагогов по реализации
углубленных программ и
образовательных технологий.
- Неготовность отдельных педагогов
выстраивать партнерские отношения с
другими субъектами образовательного
процесса, партнерами социума.

повышения квалификации. Разработка и
использование эффективной системы
мотивации включения педагогов в
инновационные процессы.
- Психолого-педагогическое и
методическое сопровождение педагогов с
недостаточной коммуникативной
компетентностью
Ресурсно-технологические риски
- Неполнота ресурсной базы для
- Систематический анализ достаточности
реализации новых направлений и
ресурсной базы для реализации всех
отдельных программ и мероприятий
компонентов Программы.
Программы;
Все эти предусмотренные мероприятия по осуществлению,
сопровождению и текущей коррекции Программы развития на 2019-2024 г.
являются определенной гарантией ее успешной и полноценной реализации.

30

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89285307321

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».