план_уч_2019-20_СОШ_41

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 41»
367 913, Республика Дагестан, г. Махачкала, пос.Загородный,  8928 530-73-21,
сайт:http://41.dagestanschool.ru/ e-mail: ege200641@yandex.ru

ПРИНЯТО
Решением
Педагогического совета МБОУ
«СОШ №41»
Протокол № 1 от «30 » 08. 2019г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом №1 - от « 02 »09.2019 г.
Директор МБОУ «СОШ№41»
г. Махачкалы
_____________З.И. Сайпуллаева

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«СОШ № 41» г. Махачкалы
2019/2020 учебный год

Махачкала
2019
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «СОШ № 41»
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и
формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план является частью образовательной программы образовательной
организации. Образовательные организации разрабатывают образовательные
программы в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего
образования и с учетом примерных основных образовательных программ
начального общего и основного общего образования, в соответствии с ФКГОС и
ФБУП-2004

Цели и задачи образовательного учреждения
Основными целями Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «СОШ № 41» г. Махачкалы (далее по тексту – Образовательное
учреждение) являются: формирование общей культуры личности обучающихся на
основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных
программ, их адаптация к жизни в обществе; создание основы для осознанного
выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; формирование здорового
образа жизни.
Образовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в
интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и
создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том
числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании
и получении дополнительного образования.
Образовательное учреждение несет в установленном законодательством
Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его
соответствие государственным образовательным стандартам; за адекватность
применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса
возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям,
интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
2

Ожидаемые результаты
- начальное общее образование (1-4 классы) - достижение уровня элементарной
грамотности, овладение универсальными учебными действиями и формирование
личностных качеств обучающихся в соответствии с требованиями Федерального
государственного стандарта, готовность к дополнительному (углубленному)
обучению по предметам гуманитарного профиля на уровне основного общего
образования;
- основное общее образование (5-9 классы) - достижение уровня функциональной
грамотности, соответствующего стандартам основной школы, и готовность к
обучению по программам среднего общего образования, осознанному
профессиональному выбору, готовность к дополнительному (углубленному)
обучению по предметам гуманитарного профиля на уровне среднего общего
образования;
среднее общее образование (10-11 классы) достижение уровня
общекультурной, методологической компетентности и профессионального
самоопределения, соответствующего образовательному стандарту средней школы.

Особенностии специфика образовательного учреждения
Образовательное учреждение осуществляет в качестве основной цели
деятельности образовательную деятельность по основным образовательным
программам начального общего образования, основного общего и среднего общего
образования.
Образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную
деятельность по реализации: дополнительных общеобразовательных программ;
программ профессионального обучения.

Реализуемые основные общеобразовательные программы
Специфика учебного плана определяется целями и задачами реализуемых в
образовательном учреждении образовательных программ. Муниципальное
бюджетное общеобразовательное
учреждение «СОШ № 41» г. Махачкалы
реализует следующие общеобразовательные программы:
1.

Основные общеобразовательные программы:
 начального общего образования (1-4 классы);
 основного общего образования (5-9 классы);
3

 среднего общего образования (10-11классы).
2. Дополнительные общеобразовательные программы.
3. Программы профессионального обучения.

Нормативная база для разработки учебного плана
Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «СОШ № 41» г. Махачкалы на 2019/2020 учебный год сформирован в
соответствии с нормативными документами, с учетом образовательной программы,
обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения основных
общеобразовательных программ, установленных федеральными государственными
образовательными стандартами.
При составлении учебного плана общеобразовательное учреждение
руководствовалось следующими нормативными документами:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.Федеральныйбазисный учебный план, утвержденный приказом
Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312
(далее - ФБУП-2004);
3.Федеральный
компонент
государственных
образовательных
стандартов общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования» (далее - ФКГОС) (для IX-XI(XII) классов);
4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального
общего образования);
5.Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного
общего образования) (для V-VIIIклассов образовательных организаций.
6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
4

7.Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31.03.2014 № 253;
8.Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий,
которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.06.2016 № 699;
9.Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения
в
общеобразовательных
учреждениях,
утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10).
10. Закон Республики Дагестан « Об образовании в Республике Дагестан» от 15
июня 2014г. №48
11.Приказ №1490-01/16 от 8 июня 2017г. МОН РД « Об утверждении примерных
учебных планов общеобразовательных учреждений на 2018/2019 уч. г.»
12.Инструктивно-методическое письмо «О формировании учебных планов
образовательных организаций Республики Дагестан, реализующих основные
общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год»
13.Устав МБОУ «СОШ№ 41 »

Режим функционирования образовательного
учреждения.
Учебный план образовательных организаций на 2019/2020 учебный год
обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного
процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН
2.4.2.2821-10), и предусматривает:
4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального
общего образования для I-IV классов;
5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного
общего образования для V-IX классов;
5

2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего
общего образования для X-XI классов.

Устанавливается следующая продолжительность
учебного года:
I класс – 33 учебные недели;
II-IV классы – не менее 34 учебных недель;
V-IX классы – не менее 34 учебных недель (не включая летний
экзаменационный период в IX классах);
X-XI классы – не менее 35 учебных недель (не включая летний
экзаменационный период в XI классах и проведение учебных сборов по основам
военной службы).

Учебный год в образовательной организации начинается
02.09.2019г.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
образовательной организации, состоящего из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательного процесса, не превышает
в
совокупности величину недельной образовательной нагрузки, установленную
СанПиН 2.4.2.2821-10.
Организация профильного обучения в VIII- IX и X-XI классах не должна
приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения
должна предшествовать профориентационная работа.
Учебный год условно делится в I-XI классах начетверти и полугодия,
являющиеся периодами, по итогам которых во II-XI классах выставляются отметки
за текущее освоение общеобразовательных программ. Количество часов,
отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного
учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, не превышает величину недельной образовательной
нагрузки, предусмотренную Федеральным базисным учебным планом,
утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от
09.03.2004 № 1312.
Максимальная аудиторная нагрузка обучающихся соответствует нормативным
требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования
6

условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
составляет:
Классы
I
Максимальна
я нагрузка
21
часов

II

III

IV

V

VI

VII VIII

IX X

XI

26

26

26

32

33

35

36

37

36

37

Продолжительность учебной недели: 5-дневная для I класса, II - XI классов 6-дневная. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в
течение учебной недели, объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня
составляет:





для обучающихся I классов не превышает 4 уроков, один раз в неделю – не
более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
для обучающихся II-IV классов не более 5 уроков;
для обучающихся V-VI классов не более 6 уроков;
для обучающихся VII-XI классов не более 7 уроков.
Начало занятий в 08 часов 00 мин.
Обучение осуществляется в три смены.

Обучение в I-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
 учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую
смену;
 используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре – по 3
урока в день по 35 минут каждый, в январе-мае – по 4 урока по 45 минут
каждый;
 обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и
домашних заданий;
 дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при
традиционном режиме обучения (февраль).

Продолжительность урока в II-IV классах и в V-XI классах составляет 45
минут. Продолжительность перемен между уроками составляет от 5 до 10 минут.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и дополнительных
занятий.
Объем домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени
на его выполнение, не превышающие (в астрономических часах): во II-III классах –
7

1,5 часа, в IV-V классах – 2 часа, в VI-VIII классах – 2,5 часа, в IX-XI классах – до
3,5 часов.
При разработке содержания третьего часа учебного предмета «Физическая
культура» учитывается состояние здоровья обучающихся (письмо Министерства
образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об
оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к
специальной медицинской группе для занятий физической культурой»).

Выбор учебников и учебных пособий, используемых при
реализации учебного плана
Общеобразовательная организация для использования при реализации
образовательных программ выбирала:
• учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования (приказ
Минобрнауки России от 31.03.2014 №253);
• учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от
14.12.2009 №729).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями
определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного
для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому
учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных
общеобразовательных программ;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного
пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого
обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую
участниками
образовательных
отношений,
учебного
плана
основных
общеобразовательных программ.
Изучение элективных учебных предметов и других предметов, курсов,
дисциплин (модулей) школьного компонента организовано с использованием
учебных пособий, выпущенных издательствами вошедшими в Приказ
Минобрнауки от 14.12.2009 №729 «Об утверждении перечня организаций,
8

осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к
использованию в образовательном процессе в имеющих государственную
аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования
образовательных учреждениях» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 13.01.2011 N
2, от 16.01.2012 N 16).
Учебная нагрузка педагогических работников.
Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества
часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов,
образовательным программам в соответствии с приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601.
При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся
учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательной
организации. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках
внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников
устанавливается как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата
труда педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной
деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного
педагогического работника.

Начальное общее образование
Учебный план начального общего образования разработан на основе ФГОС,
Обеспечивает возможность обучения на государственном языке Российской
Федерации, а также возможность изучения родных языков народов Дагестана и
устанавливает количество часов, отводимых на изучение этих языков, по классам
(годам) обучения.
Учебный план начальной школы распределяет учебное время на освоение
федерального компонента ,национально-регионального компонента и компонента
формируемого ОУ по классам и учебным предметам, определяет максимальный
объем учебной нагрузки обучающихся.
Учебный план начальной школы ориентирован на 4-х летний срок освоения
образовательных программ начального общего образования.
Продолжительность учебного года:
I класс – 33 учебные недели, II-IV классы - 34 учебные недели.
Продолжительность урока в I классе в сентябре-декабре - по 35 минут, в январемае – по 45 минут каждый. Продолжительность урока во II-IV классах – 45 минут
9

каждый. Учебные занятия проводятся в I классе по 5-дневной учебной неделе и
только в первую смену. В сентябре-октябре учебные занятия в I классе проводятся
по 3 урока в день, в ноябре-мае – по 4 урока в день.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся в I классе
устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Недельная нагрузка не превышает допустимой учебной нагрузки.
Объем домашних заданий (по всем предметам) не превышает затраты времени на
его выполнение (в астрономических часах): в 2-3 классах – 1,5 часа, в 4 классе – 2
часа. Учебный план финансируется не ниже предельно допустимой учебной
нагрузки учащихся
1.«Русский язык»-учебный предмет в 1-х классах - 4 часов в неделю,
во 2-х классах-5часов в неделю.
2.«Математика» -учебный предмет в 1-4 кл.- по 4 часа в неделю.
3.«Литературное чтение» -1кл -4 ч в неделю,2-4 кл по 3 ч в неделю.
4.«Окружающий мир» - интегрированный курс - 2 часа в неделю.
5.«Искусство» Часы, отведенные на преподавание учебной области «Искусство»
распределены следующим образом:
6.«Музыка» - учебный предмет - 1 час в неделю в 1- 4 классах.
7.«Изобразительное искусство» - учебный предмет - 1час в неделю в 1- 4-х
классах.
Целью преподавания изобразительных искусств (живопись, графика, скульптура,
дизайн, архитектура, декоративно-прикладное искусство) является художественное
образование и эстетическое воспитание, приобщение обучающихся к миру
пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной
культуры, как эффективного средства формирования и развития личности ребенка.
8.«Физическая культура» учебный предмет - 3 часа в неделю, реализуется на
уроках физической культуры .
В оздоровительных целях в общеобразовательной организации созданы условия
для реализации биологической потребности организма детей в двигательной
активности: проведение уроков физической культуры, подвижных игр во время
перемен, организация внеклассных спортивных мероприятий. Все это способствует
развитию и сохранению здоровья детей, профилактике простудных заболеваний. С
цельюпрофилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на
уроках проводятся физкультминутки.
«Иностранный язык» - ведется преподавание английского языка на базовом
уровне. В связи с необходимостью предстоящей сдачи выпускниками школ в
обязательном порядке единого государственного экзамена по иностранному языку
выделено по 2 часа в неделю на иностранный язык. При проведении занятий по
10

иностранному языку во II-IV классах осуществляется деление класса на две
группы при наполняемости 25 и более учащихся.
9.Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской
этики» состоит из шести модулей и изучается в IV классе 1 час в неделю(35 часов
в год).
10.«Технология»- в 1-4 клпо 1 ч в неделю.
Аттестация учащихся в IV классах по учебному курсу «Основы религиозных
культур и светской этики» – оценочная.
Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у учащегося
мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и
уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа
России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами комплексного курса являются:
знакомство учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по
выбору родителей (законных представителей);
развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и
ценностей личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
ранее полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них
ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных
предметов на ступени основной школы;
развитие способностей учащихся к общению в полиэтничной, разно
мировозренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения
и диалога.
Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры
не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных
исследований.
Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется родителями
(законными представителями) учащихся. Выбор фиксируется протоколами
родительских собраний и письменными заявлениями родителей
1.« Родной язык» в 1 кл-0,5, 2-4 кл 2ч.
2.«Родная литература». 1 кл-0,5,1ч во 2-4 кл.
3. «Русский язык» (риторика) во 2-3 кл 1ч.
В классах с русским языком обучения для изучения родного языка создаются
учебные группы на национальных языках, в каждой из которых должно быть не
менее 5 учащихся. Учебные группы созданы из параллельных классов, при этом
родной язык во всех классах стоит в расписании одним уроком. Из учащихся
11

разных национальностей, для которых из-за малого количества в параллельных
классах не созданы учебные группы .укомплектованы группы для изучения
предмета «Русский, как родной» на русском языке.
Родной язык изучается как предмет с 1кл- 0,5 ч , 2-4 кл 3 часа: 1кл- 0,5 ч, 2-4 кл по
2 часа в неделю «Родной язык»,1 час-«Родная литература»).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Региональная специфика базисного плана (1 - 4 классы)
Региональным компонентом является:
По 1 часу во 2- 3-х классах и 0,5ч в 4-х классах выделен на предмет- Русский
язык «Риторика»
Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность организуется с учетом рекомендаций следующих
документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями);
Внеурочная деятельность организуется по5 направлениям развития личности:
 спортивно-оздоровительное;
 общекультурное;
 общеинтеллектуальное;
 духовно-нравственное;
 социальное;
Школа предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра
занятий, направленных на их развитие в таких формах как экскурсии, кружки,
секции, посещение театров, конференции, олимпиады, соревнования, общественно
полезные практики. Основной принцип внеурочной деятельности - добровольность
выбора ребѐнком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей,
интересов.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и
внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной
программы основного общего образования определяет общеобразовательное
учреждение (организация). Продолжительность занятий внеурочной деятельности
и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного
учреждения (организации).
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и внеурочных
занятий.
12

Продолжительность занятий 35-45 минут. Для обучающихся I-х классов в первом
полугодии продолжительность занятий не превышает 35 минут. Занятия
проводятся через формы, отличных от классно-урочной системы: экскурсии,
кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные
общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования,
общественно полезные практики.
План внеурочной деятельности образовательной организации определяет состав
и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности
для обучающихся при получении начального общего образования (до 1350 часов за
четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей
образовательной организации, и является Приложением к Учебному плану МБОУ
«СОШ № 41»
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Используемый УМК.
«Школа России»
Учебно - методический комплекты «Школа России», «Инновационная школа»
ориентированы на личностно - развивающее образование младших школьников.
Приоритетным является духовно - нравственное развитие ребенка. На его
поддержку направлены содержание учебных предметов и деятельность, связанная
с освоением этого содержания. Для достижения целей развития личности обучение
строится на основе постоянного пробуждения и поддержки творческого начала в
ребенке.
Формы промежуточной аттестации обучающихся.
Формы промежуточной аттестации обучающихся указаны в «Положении о
формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся».

13

Учебный план начального общего образования (1-4 классы)
2019-2020 уч.год (6-дневная учебная неделя).
Предметные
области

Учебные предметы

Количество часов в неделю
I
II
III
IV

Всего

Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение.
Иностранный язык
Математика и
информатика

Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык

5
3
2

5
3
2

4

4

19
11
6
16

Окружающий мир

Основы религиозных
культур и светской
этики

Основы религиозных
культур и светской этики

Технология
Физическая культура
Родной язык и
литературное
чтение на родном
языке.

5
3
2
4

Математика

Обществознание
и естествознание
(Окружающий мир)

Искусство

4
4
4

Музыка
Изобразительное
искусство
Технология (труд)
Физическая культура
Родной язык

2

2

2

-

-

-

1
1

1
1

1
1

1
3
0,5
0,5

1
3
2
1

1
3
2
1

2

8

1

1

1
1

4

1

4
12
8

3
2
1

Родная литература

Итого

4

4
21

25

25

26

97

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Русский язык и
литературное
чтение.

1
Русский язык
(Риторика)

1

-

Итого
Итого:
Максимально допустимая недельная нагрузка

0,5

2,5

2,5
99,5
99,5

1
26
26

1
26
26

0,5
26,5
26,5

3
3

3
3

3
2

3
3

24

29

29

29,5

21
21

Внеурочная деятельность

Итого
Всего к финансированию

14

12
12
111,5

II. Основное общее образование
Учебный план 5-9 классов сформирован на основе Федеральных государственных
образовательных стандартов основного общего образования.
Учебный план определяет максимальный объѐм учебной нагрузки обучающихся и
состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение
обязательной части национально-регионального компонента и компонента
образовательного учреждения по классам и учебным предметам.
Учебный план предназначен для образовательных учреждений со смешанным
национальным составом учащихся.
Часть базисного учебного плана, формируемая образовательным учреждением,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.Учебный
план финансируется во всех видах образовательных учреждений не ниже
предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки учащихся.
В учебном плане учтено соотношение количество часов между федеральным
компонентом, национально-региональным компонентом и компонентом
образовательного учреждения, установленное в федеральном базисном учебном
плане:
- федеральный компонент – не менее 70% общего нормативного времени,
отводимого на освоение основных образовательных программ общего
образования;
- национально-региональный компонент – не менее 15%;
- компонент образовательного учреждения не менее 15%.
Как известно, федеральные государственные образовательные стандарты второго
поколения вводятся поэтапно. В настоящее время по новым стандартам второго
поколения обучаются учащиеся 1-9 классов.
Учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок
освоения государственных образовательных программ основного общего
образования и рассчитан на 35 учебных недель в год. По решению муниципальных
органов управления образованием и образовательных организаций
продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37
учебных недель (с учетом экзаменационного периода). Продолжительность урока 45 минут.
При проведении учебных занятий по учебным предметам «Иностранный язык»
(V-IX классы), «Технология» (V-IX классы), а также «Информатика и
ИКТ»,«Физика» и «Химия» (во время проведения практических занятий)
15

осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных
организациях - при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более
человек.
Деление классов на две группы также разрешается при проведении занятий по
русскому языку (V-IX классы) в сельских школах при наполняемости класса 20 и
более учащихся, по родному языку в городских школах (V-IX классы) - 25 и более
человек.
В классах с русским языком обучения для изучения родного языка создаются
учебные группы на национальных языках, в каждой из которых должно быть не
менее 5 учащихся. Учебные группы могут создаваться из параллельных классов,
при этом родной язык во всех классах должен стоять в расписании одним уроком.
Из учащихся разных национальностей, для которых из-за малого количества в
параллельных классах не могут быть созданы учебные группы, комплектуется
группа для изучения во время уроков родного языка одного из предметов
этнокультурного образования: «Русский язык ( как родной)» «Культура и
традиции народов Дагестана» и др. на русском языке.
Учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные
технологии» (ИКТ), направленный на обеспечение всеобщей компьютерной
грамотности, изучается в качестве самостоятельного учебного предмета
федерального компонента по 1 часу в неделю в 7-9 классах.
Учебный предмет «Обществознание» изучается с VI по IX класс. Учебный
предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и
включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера»,
«Политика», «Экономика» и «Право».
Учебный предмет «География» в 8-9 классах изучается интегрированным курсом с
«Географией Дагестана» в объеме 1,5 + 0.5 часов (в 9 классе).
Учебный предмет «История» в 8-9 классах изучается интегрированным курсом с
«Историей Дагестана».
Учебный предмет «ОДНКНР» в 5 классах изучается интегрированным курсом с
«КТНД».
Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу с учетом
возможностей образовательной организации и потребностей региона для
организации предпрофильной подготовки обучающихся.
Часть традиционного содержания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности», связанная с правовыми аспектами военной службы,
перенесена в учебный предмет «Обществознание».
Предметная область, основы духовно-нравственной культуры народов России
(ОДНКНР) ведѐн для изучения в 5-х классах в соответствии с ФГОС основного
общего образования 1 час в неделю (34ч. в год), второй иностранный язык
16

(французский )введен для изучения в 5-х классах в соответствии с ФГОС ООО 1ч в
неделю т. В рамках изучения учебного предмета «Искусство» (музыка и
ИЗО)введѐн в 8-х классах 1 час в неделю (34 часа в год).
Часы школьного компонента, выделенные на усиление обязательных
предметов и элективных курсов.
Обучающиеся 5-9 классов обучаются по программам, соответствующим уровню
развития и интересам учеников, по учебным планам, которые предусматривают:
образование не ниже базового по основным предметам, введение дополнительных
предметов и курсов, усиливающих профессиональную составляющую и языковую
подготовку.
Режим работы – шестидневная учебная неделя
-для учащихся 5-9 классов – не более 6 уроков;
Объем домашних заданий (по всем предметам) не превышает затраты времени на
его выполнение (в астрономических часах): в 5 классах -2 часа, в 6-8 классах- 2,5
часа, в 9 классах –до 3,5 часа (СанПин) 2.4.2.2821.-10, п.10.30.
Часы, формируемые участниками образовательных отношений,распределены
в5-9 классах следующим образом:
6 кл.
1ч. Русский язык
7кл.
1ч.Математика(алгебра)
1ч. Русский язык
8кл.
1ч.Химия
1ч. Обществознание
9кл.
1ч. Обществознание.
1ч. Математика(Алгебра (Подготовка к ОГЭ))
Недельная нагрузка не превышает допустимой учебной нагрузки
Учебный план финансируется во всех видах образовательных организаций не ниже
предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки учащихся.

17

План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений,
формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего
образования (в год не более 350 часов) с учетом интересов обучающихся и
возможностей образовательной организации.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных
особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной
деятельности.
Содержание занятий в рамках внеурочной деятельности сформировано с
учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и
осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной
системы обучения.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и
утверждает план внеурочной деятельности. Время, отведенное на внеурочную
деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся.
В 6-8 классах на внеурочную деятельность выделено по 3 часа, в 5-х – 2час.

18

Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения «СОШ №
41» на 2019-2020 учебного года для 5-9 классов. (6-дневная учебная неделя).
Предметные области
Русский язык,
Русская литература.
Родной язык и родная
литература
Иностранный язык

Математика,
информатика.

Общественно-научные
предметы

Естественно-научные
предметы
Искусство
Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности
Технология
Основы духовнонравственной культуры
народов России

Предметы
Русский язык
Русская литература
Родной язык и родная
литература
Иностранный язык
Второй иностранный язык
(французский)
Математика
Алгебра
Геометрия
Информатика и ИКТ
История России,
Всеобщая история
Обществознание (включая
экономику и право)
География
Биология
Физика
Химия
Музыка
Изобразительное искусство
Физическая культура
ОБЖ

V
5
3
3

VI
6
3
3

VII
4
2
3

VIII
3
2
3

IX
3
3
3

Всего
21
13
15

3
1

3

3

3

3

15
1

5

5

2

3
2
1
2

3
2
1
2

3
2
1
2

10
9
6
3
10

1

1

1

1

4

1
1

1
1

2
1
2

2
2
3
2

1
1
3

1
1
3

1
1
3

2
2
2
2
1
3
1

3
1

8
7
7
4
4
3
15
2

2

Технология
2
2
2
1
Основы духовно1
нравственной культуры
народов России
Итого
32 32
33
34
34
Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Математика,
Математика(алгебра и
1
1
информатика
начала анализа)
Русский язык,
Русский язык
1
1
Русская литература
Естественно-научные
Химия
1
предметы
Общественно-научные
Обществознание
1
1
предметы
1
2
2
2
Итого
36
Предельно допустимая учебная нагрузка
32 33
35
36
Всего
32 33
35
36
36
Внеурочная деятельность
Итого
3
3
3
3
3
Итого к финансированию
35 36
38
39
39
19

7
1

165
2
2
1
2
7
172
172
15
187

III.Среднее общее образование
Среднее общее образование – завершающая ступень общего образования,
призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию
обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому
самоопределению.
Базовые общеобразовательные учебные предметы - это учебные предметы
федерального и национально-регионального компонентов, направленные на
завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.
Предметы национально-регионального компонента для 11 класса представлены
предметами «Дагестанская литература», «Родной язык».
Примерные учебные планы для XI класса составлены на основе ФБУП-2004. В
ФБУП-2004 устанавливается соотношение между федеральным компонентом,
региональным компонентом и компонентом образовательной организации.
Федеральный компонент учебного плана определяет количество учебных часов на
изучение учебных предметов федерального компонента государственного
стандарта общего образования.
Перечень учебных предметов и минимальное количество учебных часов,
отведенное на изучение учебных предметов федерального компонента
государственного стандарта общего образования, являются обязательными.
Обязательными учебными предметами на базовом уровне являются «Русский
язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История»,
«Астрономия», «Физическая культура», «Основы безопасности
жизнедеятельности», а также интегрированные учебные предметы
«Обществознание (включая экономику и право)» и естественно–научные
предметы.
По решению общеобразовательной организации обязательный учебный предмет
«История» может изучаться как интегрированный и включать разделы «История
России» и «Всеобщая история» или в качестве двух отдельных обязательных
учебных предметов «История России» и «Всеобщая история» как на базовом (в
сумме - 2 часа в неделю).
Интегрированный учебный предмет «Обществознание (включая экономику и
право)» на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право», которые
20

могут преподаваться как в составе данного учебного предмета, так и в качестве
самостоятельных учебных предметов
Изучение естественнонаучных предметов в XI классе может быть обеспечено как
интегрированным учебным предметом «Естествознание», так и отдельными
учебными предметами «Физика», «Химия», «Биология»: на базовом уровне
учебные предметы «Химия» и «Биология» изучаются по 1 часу в неделю (всего 68
часов каждый), учебный предмет «Физика» – 2 часа в неделю (всего 136 часов).
Учебный предмет «Астрономия» вводится в X-XI классах как отдельный
обязательный учебный предмет, направленный на изучение достижений
современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и
результатах научных исследований, фундаментальных законах природы небесных
тел и Вселенной в целом. Учебный предмет «Астрономия» представлен только на
базовом уровне и является обязательным для изучения вне зависимости от
выбранного образовательной организацией профиля или модели универсального
(непрофильного) обучения.
Обязательный учебный предмет «Физическая культура» изучается в объеме 3 часа
в неделю на базовом уровне.
Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору
обучающихся из компонента образовательной организации. Элективные учебные
предметы выполняют три основных функции: развитие содержания одного из
базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных
учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную
подготовку для сдачи единого государственного экзамена; «надстройка»
профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный
предмет становится в полной мере углубленным; удовлетворение познавательных
интересов, обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
На изучение элективных учебных предметов отводится не менее 4 часов в неделю
в X-XI классах (272 часа за два года обучения). Для реализации права выбора
обучающимся трех-четырех элективных учебных предметов необходимо
предложить не менее пяти-шести возможных вариантов.
При формировании учебного плана образовательная организация выбирает
элективные учебные предметы, которые имеют программу и обеспечены
учебниками и (или) учебными пособиями. На элективных учебных предметах
возможно использование электронных учебных пособий, которые предлагаются

21

издательствами (при соблюдении лицензионных требований к приобретению такой
продукции).
Система оценивания элективного учебного предмета определяется рабочей
программой учителя. При этом использование балльной системы оценивания не
рекомендуется. В целях подготовки к переходу на ФГОС основного общего
образования рекомендуется опробовать на элективных учебных предметах новые
или альтернативные методы оценивания качества знаний.
Часы регионального компонента и компонента образовательной организации могут
использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального
компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов,
факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и
практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий. Соблюдение
регионального компонента учебного плана является обязательным для
образовательной организации.
Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован
печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и
учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем
входящим в реализуемые образовательные программы учебным предметам,
курсам, дисциплинам (модулям).

Часть формируемая участниками образовательных отношений распределен в
11 классах следующим образом:
11 кл.
1ч. Русский язык
1ч. Химия
1ч Биология
Элективные курсы
1ч Математика(алгебра и начала анализа (подготовка к ЕГЭ))
1ч. Русский язык (подготовка к ЕГЭ)
1 ч. Обществознание (Подготовка к ЕГЭ)
1 ч. Русская литература(Комплексный анализ текста).
Недельная нагрузка не превышает допустимой учебной нагрузки
Режим работы ОУ на старшей ступени – шестидневная учебная неделя.
22

Срок освоения программы -2 года.
Продолжительность учебного года -34 учебных недель.
Предельный объем дополнительной максимальной аудиторной учебной нагрузки
37 часов в неделю.
Продолжительность академического часа – 45 минут
При проведении занятий по учебным предметам «Иностранный язык»,
«Технология», «Физическая культура», «Информатика и ИКТ», а также
«Естествознание», «Физика», «Химия» (во время проведения практических
занятий) и элективных курсов в 10-11 классах осуществляется деление классов на
две группы: в городских образовательных учреждениях - при наполняемости 25 и
более человек, в сельских – 20 и более человек. Деление классов на две группы
разрешается при проведении занятий по русскому языку в 10-11 классах сельских
школ при наполняемости 20 и более учащихся

23

Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения
«СОШ № 41» на 2019-2020 учебного года для 11 класса(6-дневная учебная
неделя).универсальное обучение.
Инвариантная часть
Предметные области
Русский язык и русская
литература

Предметы
Русский язык
Русская литература
Иностранный язык
Алгебра и начала математического анализа
Геометрия
История
Обществознание (включая экономику и
право)
Биология
Физика
Астрономия
Химия
Физическая культура
ОБЖ

XI
2
3
3
2
2
2
2

Всего
2
3
3
2
2
2
2

1
2
1
3
1

1
2
1
3
1

Итого
География
Искусство
МХК
Технология
Технология
Информатика и ИКТ
Итого
Региональный компонент
Родной язык и родная
Родной язык
литература
Дагестанская литература
Итого
Компонент образовательной организации
Русский язык и русская Русский язык
литература
Естественно-научные
Биология
предметы
Химия
Математика,
Алгебра и начала анализа.(Подготовка к
информатика .
ЕГЭ)
Русский язык и русская
Русский язык (Подготовка к ЕГЭ)
литература
Русская литература (Комплексный анализ
текста)
Общественно-научные
Обществознание (Подготовка к ЕГЭ)
предметы
Итого
Предельно допустимая учебная нагрузка

24
1
1
1
1
4

24
1
1
1
1
4

1
1
30

1
1
30

1

1

1

1

1
1

1
1

1
1

1
1

1

1

9
37

9
37

Всего к финансированию

37

37

Математика,
информатика .
Общественно-научные
предметы
Естественно-научные
предметы

Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности
Вариативная часть

24

25

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89285307321

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».