паспорт БДД на 2021-22

Содержание:
I.
II.

Справочные данные.
Приложение к паспорту методических и нормативных документов:

1.

Памятка для администрации образовательного учреждения;

2.
План работы подразделения пропаганды Госавтоинспекции с общеобразовательным
учреждением № 41 по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
3.
План проведения
травматизма;
4.

лекций

по

предупреждению

детского

дорожно-транспортного

Выписка из Правил дорожного движения Российской Федерации;

5.
Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным
транспортом;
6.
Инструкция педагогу, ответственному за организацию в общеобразовательном
учреждении работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
7.

Технология и методика проведения «Минутки по безопасности дорожного движения»;

8.

Примерное положение об отрядах юных инспекторов движения (ЮИД);

9.

Кабинет по Правилам дорожного движения в средней школе;

10.

Основные требования к детским автогородкам.

Руководитель ОУ Сайпуллаева Зульфира Исрапиловна 89285307321
Ф.И.О.

Заместитель руководителя ОУ по безопасности Ильясов Гарум Алиевич
Ф.И.О.

Преподаватель ОБЖ Куртаев Джалал Абдуллахович
Ф.И.О.

Руководитель ЮИД Тагирова Мадина Назимовна
Ф.И.О.

Сотрудник ГИБДД, закрепленный за ОУ--------Ф.И.О.

Количество обучающихся детей - 502 учеников, в том числе в нач.классах 222 ученика.
Наличие уголка по БД (место расположения) - школьный коридор
Наличие класса по ОБДД (место расположения, характеристики) ----Наличие транспортной площадки (автогородка)-----Наличие методической литературы и наглядных пособий (краткий перечень)-----Работа по предупреждению ДДТТ в воспитательных планах классного руководителя (количество
часов) - по 1 часу в четверти
Наличие школьного автобуса (порядок) ----

В каких классах проводятся занятия по БДД – 1-4, 5, 6, 7, 8
Количество занятий по БДД в каждом классе - 3
Как проводится обучение по БДД (уроки, классные часы, факультативы, игры, утренники)
Проведение ежедневных пятиминуток-напоминаний по БДД - проводятся
Количество отрядов ЮИД – 1 отряд
Количество детей в отрядах ЮИД – 20
Количество выступлений ЮИД - 4

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ
телефоны: Министерство образования и науки РД тел.(8722)67-18-48
Управление образования +7(8722)67-00-97,+7(8722)67-06-08
УГИБДД МВД по Республике Дагестан 67-27-08
ОГИБДД, (8722)99-66-60
МЧС 67-31-81;01
Медицина 03;003;030
Полиция 02;002;020

ПРОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЙ ПОДЪЕЗДНЫХ ПУТЕЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ
УЧРЕЖДЕНИЮ
(совместно с инспектором по организации движения)
Дата

Выявленные недостатки

Отметка об устранении

Примечание

ДАННЫЕ О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дата

Время

Место
совершения

Обстоятельства ДТП

Последствия
ДТП

Примечания

СПИСОК ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ,
СОВЕРШЕННЫХ ДЕТЬМИ
Дата

Ф. И. нарушителя

Класс
(группа)

Место
нарушения

Характер
нарушения

Что сделано
по факту
нарушения

ПОСЕЩЕННИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СОТРУДНИКАМИ ГИБДД
Дата

Ф. И. 0.

Центр посещения

Место проведения
мероприятия

ПОСЕЩЕННИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СОТРУДНИКАМИ ГИБДД
Дата

Ф. И. 0.

Центр посещения

Место проведения
мероприятия

АКТ
ОБСЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1. Выполнение программы курса ОБЖ по обучению детей правилам безопасного поведения на
улицах и дорогах:
1.1. Количество запланированных часов на изучение ПДД:
Класс

Заплани
ровано
часов

Количество проведенных уроков в каждой
учебной четверти (отметки о проведении
уроков в классном журнале)

1

2

3

4

всего

1класс

4

1

1

1

1

4

2класс

4

1

1

1

1

4

3класс

4

1

1

1

1

4

4класс
5класс
6класс
7класс
8класс

4
4
4
4
4

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

4
4
4
4
4

Кто ведет уроки по ПДД
(учитель ОБЖ, классный
руководитель, учитель
начальных классов,
воспитатель)
учитель начальных
классов,
учитель начальных
классов,
учитель начальных
классов,
учитель начальных
классов,
классный руководитель,
классный руководитель,
классный руководитель,
классный руководитель,
Учитель ОБЖ,

1.2. Как используются другие предметы для изучения Правил дорожного движения__
На
уроках
ИЗО_рисование
дорожных
знаков______________________________________________________________________________
1.3. Наличие транспортной площадки ___зебра______-____________________, где расположена
_____во
дворе
школы_____-______________________________________,
перечислить
оборудование площадки (светофоры, дорожные знаки, стационарные и выносные
атрибуты)_____________________________________________________________________________
периодичность практических занятий на ней___1 раз в месяц____________________________________
1.4.Наличие кабинета по безопасности дорожного движения, перечислить оборудование
кабинета_1.5. Наличие атрибутов и методических пособий в классе (группах):
-дорожные знаки____-___________________________________________________________
-макет района образовательного учреждения с прилегающими улицами______-__________
- дидактические игры________-___________________________________________________
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр___-__________________________________________

2. Наличие в учительской (кабинете завуча, методическом кабинете) уголка БДД для учителей
(перечислите имеющиеся методические материалы, атрибуты, сценарии проведенных
мероприятий, переносные дорожные знаки и т.д.)____есть сценарии классных часов и
мероприятий
1
–
9
класс______________________________________________________________________
3. Наличие уголка по БДД для детей (со сменяющейся наглядной агитацией):
- место расположения_____есть______________________________________________________
- рубрики уголка_______________________________________________________________
- качество оформления материалов________________________________________________
4. Использование школьной стенной печати, радиоузла для пропаганды БДД среди учащихся__5. Преемственность ДОУ со школой ___-___________________________________________
6. Участие медицинских работников школы в профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма, количество проведенных:
- бесед о последствиях транспортных травм __ медработника
нет______________________________________
- занятий по обучению детей приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в
дорожно-транспортных происшествиях_________-____________________
_____________________________________________________________________________
7. Работа с родителями:
- обсуждение вопросов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на
родительских собраниях_____Общешкольное родительское собрание от 11 сентября 2021
г.доклад зам дир по ВР на тему «Роль родителей___в профилактике дорожно-транспортного
травматизма»________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- помощь родителей в оборудовании кабинета, уголка безопасности дорожного
движения___________-__________________________________________________________
- папки-раскладки, буклеты по БДД для родителей___-_______________________________
-проведение мероприятий по БДД совместно с детьми - изучение правил дорожного движения
на пешеходном перехожее при повороте с трасы в пос. Загородный.
8. Наличие в планах образовательного учреждения работы по пропаганде БДД (количество и
качество мероприятий, их исполнение) ________в школе реализуется программа «Повышение
безопасности дорожного движения»» Запланировано 1 часа в каждом классе в каждой четверти.
Проведение инстуктажей, бесед, лекций по правилам дорожного движения в том числе по
схемам безопасного пути в школу._______________________
___________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
9. Работа юных инспекторов движения:
- количество отрядов_____1___________
- число членов ЮИД__20______________
- наличие планов работы отряда_____есть_____________________________________________
- имеется ли форменная одежда__________________________________________________

- имеется ли атрибутика______нет__________________________________________________
- организовано ли дежурство отряда ЮИД до и после занятий у основных переходов улиц,
прилегающих к
школе____да_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
10. Внеклассная работа с детьми_____викторина по ПДД,
КВН ы, беседы, разработка и защита презентаций.выпуск стенгазет.,брейн-ринги, открытые
уроки.
11. Методическая работа с учителями по методике занятий по ОБЖ и внеклассной работе по
пропаганде БДД за проверяемый период:
- семинары
Тема : «Формы работы по профилактике ДТП в школе» дата
проведения___20.09.21г___________________
- инструктажи_________________________,
Тема: «Пропаганда ПДД»дата проведения____06.09.21г__________________
- методобъединения___________________,дата проведения___7
октября_2021г__________________
Тема:_Реализация программы « Профилактика ДТП среди
учащихся»______________,____________________________________________________________
________________________________________________________________
- открытые уроки_____ профилактика ДТП среди школьников _________________,
дата
проведения__сентябрь___________________
тема_________________________________________________________________________
- открытое мероприятие____ Школьник и дорога ___________,
дата
проведения_______20.10.2021________________
тема_________________________________________________________________________
12. Где рассматривался вопрос по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
за проверяемый период:
- совещание при директоре, дата проведения 10.09.2021г
вопрос «Профилактика ДТП»
- производственное совещание__ кл.рук______________, дата проведения_11.09.2021г
Заседание МО – октябрь справка
Вопрос Профилактика ДТП
Проведение инструктажа по правилам безопасного дорожного движения на дорогах.
Заседание совета профилактики , дата проведения 18.10.2021
Какие принимались решения и их выполнение ___В МБОУ СОШ №41 продолжить реализацию
программы «Повышение безопасности дорожного
движения»__________________________________
13. Были ли в образовательном учреждении случаи ДТП с участием школьников
(воспитанников)______________________________________________________________
14.

Как часто проводятся инструктажи детей по правилам безопасности дорожного движения:

- в конце учебной недели_____________________________
- в конце учебной четверти_______да___________________-_
- перед каникулами________да__________________________
- ежедневно в конце уроков___________________________
15. Участие в районных, городских мероприятиях по предупреждению детского дорожнотранспортного травматизма_____________________________________________________
16. Кто из воспитателей поставил на высокий уровень работу по обучению детей ПДД
вожатая – Тагирова М.Н., учителя начальных классов – Магомедова З.А., Ибрагимова П.М
17. Исполнение приказов, указаний Министерства общего и профессионального образования,
районных и городских отделов образования
Рекомендации проверяющих (с указанием сроков исполнения):
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
_____________________________

«________»__________________20_______г.

Представитель Отдела образования

_______________________________

Представитель ГИБДД:

_______________________________

Представитель образовательного учреждения

_______________________________

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТРЯДА ЮИД
Отряд создан_____________01.09.15____________________________________________________
(дата создания отряда)

В отряде состоит___________20______________юных инспекторов движения
Командир отряда ЮИД____Абдуллаев
И.____________________________________________________
Сотрудник ГИБДД, курирующий работу отряда ЮИД школы_________-_______________
_____________________________________________________________________________
Сведения о работе отряда ЮИД
№

Мероприятия

Учебные четверти

Всего

п/п
1 Участие в оборудовании школьного
кабинета безопасности дорожного
движения.
2 Участие в оборудовании транспортной
площадки.
3 Проведено совместно с учителями
начальных классов практических занятий
и игр на транспортной площадке по
привитию
школьникам
навыков
безопасного поведения на дорогах.
4 Проведено тематических утренников,
конкурсов
на
лучший
рисунок,
фотоснимок, материал, в стенгазету,
статьи в городскую или районную
газеты, песню, стихотворение, плакат,
дорожный знак "Забытый взрослыми" и
тому подобные.
5 Проведено дежурств на пешеходных
переходах школ перед занятиями.
6 Организовано патрулирований ЮИД в
микрорайоне
школы,
внешкольных
детских учреждениях по пресечению
нарушений детьми Правил дорожного
движения.
7 Пресечено нарушений правил дорожного
8

9

10
11
12
13
14
15
16

движения школьниками
Изготовлено в школьных мастерских макетов
светофоров, знаков, схем безопасных
маршрутов к школе и других наглядных
пособий для использования их при
проведении мероприятий.
Организовано с учащимися школы,
имеющими велосипеды, занятий по
Правилам дорожного движения с принятием
зачетов по правилам езды на велосипеде, его
устройству и техническому обслуживанию.
Проведено школьное конкурс-соревнование
юных велосипедистов "Безопасное колесо".
Принято участие в районном (городском)
конкурсе-соревновании "Безопасное колесо".
Выпущено стенгазет, агитлистков,
сатирических молний по безопасности
дорожного движения.
Проведено бесед в начальных классах.
Шефство над дошкольным учреждением.
Проведено бесед, игр, конкурсов в детском
саду.
Выступлений агитбригад.
Подготовлено статей в районную, городскую
газету.

1
-

2

3

4
-

1

1

1

2

-

-

-

-

2

-

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

5
-

5
-

2
-

2
-

ПАМЯТКА ДЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
При планировании мероприятий должны быть предусмотрены:
1.
Работа с субъектами воспитательного процесса: преподавателями ОБЖ, классными
руководителями,
воспитателями
ППД,
педагогами
дополнительного
образования,
руководителями отрядов ЮИД по оказанию им методической помощи в проведении
разнообразных форм проведения мероприятий по изучению Правил дорожного движения.
2.
Активизация работы по предупреждению несчастных случаев с детьми на улице,
организация работы отряда ЮИД по разъяснению среди школьников Правил поведения в
общественных местах и предупреждению нарушений Правил дорожного движения.
3.
Создание и оборудование уголков (кабинетов) по безопасности движения,
изготовлениестендов,макетовулиц,перекрестков,светофоров,разработка
методических,
дидактических материалов и пособий для занятий со школьниками.
4. Создание специальных площадок (атрибутов для занятий в помещении) для практических
занятий по Правилам дорожного движения.
5. Включение в программу по дополнительному образованию работы творческого объединения
учащихся по изучению ПДД.
6. Работа с родителями по разъяснению Правил дорожного движения, проведение разных форм:
собрания, конференции, совместные игровые программы, выставки-конкурсы творческих работ
(рисунки, поделки).
7.
Пропаганда Правил дорожного движения через районную печать, школьную стенную
печать, телевидение, видеофильмы, участие в районных творческих конкурсах (рисунки,
плакаты, сочинения, совместные работы детей и родителей, конспекты тематических уроков и
занятий; методических разработок по проведению игровых программ, викторин, игр и др.).
Оформление методической копилки по организации и проведению месячника «Внимание –
дети!». Постоянный, контакт администрации образовательного учреждения с инспектором
0ГИБДД – необходимое условие плодотворной работы по изучению Правил дорожного
движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПРОПАГАНДЫ
ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА НА
2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
№п/
п
1.

Мероприятие

Срок

Исполнители

1. По реализации функции анализа
Ежемесячно
Подразделение
Проведение
анализа
ГИБДД района.
статистики по ДТП с
участием детей, причин и
условий, способствующих
возникновению
ДТП;
анализа
результатов
проводимых мероприятий
по профилактике ДДТТ;

Участники

подготовка аналитических
справок,
отчетов
в
различные
инстанции,
администрацию
района,
города, органы управления
образованием,
образовательные
учреждения и т.д. по
запросу
2. По реализации функции контроля за обучением детей в образовательном процессе
В течение года Территориальные
1. Проведение
подразделение
инспектирования
ГИБДД и органы
общеобразовательных
управления
учреждений,
совместные
образованием,
проверки
наличия
общеобразовательн
тематических
планов,
ые учреждения
программ
и
образовательного процесса
по
обучению
детей
навыкам
безопасного
поведения на улицах и
дорогах в рамках предметов
«Окружающий
мир»,
«ОБЖ», «Технология» или
по
региональному
компоненту;
наличия
«уголка
безопасности»;
совместное
ведение
наблюдательного
дела,
обследование территории,
прилегающей
к
общеобразовательным
учреждениям и пи.
1. Реализация организационных функций по профилактике ДДТТ
Учащиеся 1-4
1. Проведение
бесед
— Ежедневно на Классные
последнем
руководители,
классов
«пятиминуток»
по
уроке,
а
также
инспекторы
ГИБДД
вопросам
безопасности
до и после
дорожного движения
2.

Организация работы отряда
ЮИД и организация его
работы

3.

Проведение
различных
профилактических
мероприятий во внеурочное
время: конкурсов, викторин,
КВН,
тематических
утренников,
театрализованных
представлений, соревнований

каникул
В течение
учебного года

В течение года

Инспекторы
ГИБДД, инструктор
по
безопасности
дорожного
движения
общеобразовательн
ого учреждения
Инспекторы
ГИБДД,
инструкторы
преобразовательног
о учреждения по
безопасности
движения,
педагоги,
штаб

Учащиеся 5-7
классов

Учащиеся
общеобразователь
ного учреждения
с приглашением
учащихся других
общеобразователь
ных учреждений

«Безопасное колесо» и др.

4.

5.

6

7.

8

Проведение в сопровождении
взрослых патрулирований и
рейдов членами отрядов ЮИД
на
прилегающей
к
общеобразовательному
учреждению территории в
целях
предотвращения
нарушений ПДД со стороны
детей и подростков
Выявление
учащихсянарушителей
ПДД
и
проведение
с
ними
профилактических бесед

1 раз в
полугодие или
чаще на
усмотрение
администрации
общеобразоват
ельного
учреждения

Организация и участие в
проведении
операций:
«Внимание — дети!», «Скоро
в
школу!»,
«Зимние
каникулы»,
«Весенние
каникулы»,
«Здравствуй,
лето!»
(по
специально
разработанным планам)
Проведение
профилактических бесед на
родительских собраниях о
причинах возникновения ДТП
с
участием
детей,
об
ответственности родителей за
нарушения,
совершаемые
детьми в области дорожного
движения, и на другие темы
Проведение в учреждениях
дополнительного образования
бесед с учащимися разного
возраста и их родителями по
соблюдению
правил
дорожного движения

сентябрь -июнь

В течение года

1 раз в
четверть

В течение года

отряда
ЮИД,
члены отряда ЮИД
Инструктор
общеобразовательн
ого учреждения по
безопасности
дорожного
движения,
педагоги,
штаб
отряда
ЮИД,
члены отряда ЮИД
Инспекторы
ГИБДД,
инструкторы
общеобразовательн
ого учреждения по
безопасности
движения, педагоги
Инспекторы
ГИБДД,
инструкторы
общеобразовательн
ого учреждения по
безопасности
движения, классные
руководители
Инспекторы
ГИБДД,
инструкторы
общеобразовательн
ого учреждения по
безопасности
дорожного
движения
Инспекторы
ГИБДД, педагоги
учреждений
дополнительного
образования

Учащиеся
общеобразователь
ного учреждения
с приглашением
учащихся других
общеобразователь
ных учреждений
Учащиеся 1-11
классов

Учащиеся 1-11
классов

Родители
учащихся,
педагоги

Учащиеся разного
возраста,
посещающие
учреждения
дополнительного
образования

Оказание подразделением ГИБДД методической помощи образовательному
учреждению
Оказание методической
помощи в оформлении
«уголков безопасности»
Разработка схемы маршрута
безопасного движения
учащихся в микрорайоне
общеобразовательного
учреждения
Участие в работе семинаров
для инструкторов по

В течение
учебного года

Перед началом
учебного года,
с внесением
необходимых
изменений в
течение гола
Август

Инспекторы
ГИБДД, инструктор
общеобразовательн
ого учреждения по
БДД
Инспекторы
ГИБДД, инструктор
общеобразовательн
ого учреждения по
БДД
Инспекторы
ГИБДД, педагоги

Инструкторы
общеобразователь

безопасности дорожного
движения
общеобразовательных
учреждений, совместных
совещаний директоров
общеобразовательных
учреждений и др.

органов управления
образованием,
директора
общеобразовательн
ых учреждений

ных учреждений
по БДД

ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЛЯ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО
ИЗУЧЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДОРОЖНОТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
1.
2.

3.
4.
5.

6.

7.

1
2
3

Совместный план работы образовательного учреждения и ГИБДД.
Календарно-тематическое планирование по предметам с использованием материалов
«Программы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и изучению
Правил дорожного движения».
План-график проведения бесед, инструктажей с учащимися.
Комплексное планирование месячника «Внимание — дети!».
Информационный материал о формах работы с учащимися:
- классный руководителей по изучению ПДД;
- преподавателей ОБЖ;
Циклограмма внеклассной деятельности по данной проблеме:
- творческие конкурсы учащихся по литературе, изобразительной деятельности, технологии;
- прикладному творчеству;
- совместные творческие работы учащихся и педагогов, учащихся и родителей;
- выставки-конкурсы дидактических материалов учителей-предметников, педагогов ОБЖ,
классных руководителей, воспитателей ГПД;
- конкурсы творческих методических материалов педагогов: конспектов уроков, сценариев
мероприятий;
- дни открытых мероприятий внутри школы.
Методическая копилка:
- разработки методических мероприятий для классных руководителей;
- материалы для проведения «Дня профилактики»;
- информационный материал по проведению кратковременных занятий «минутка» в группе
продленного дня;
- информационный материал «Работа с родителями»;
- программа работы творческого объединения учащихся «Юный инспектор».
ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
НЕОБХОДИМО УЧИТЬ!
Жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние, или
переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
Прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри налево и на право, потом еще раз налево,
и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.
Красный сигнал светофора - запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый для
машин. Желтый - знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора. Для

4

5
6
7

8

9

пешехода желтый сигнал также является запрещающим, так как на желтый сигнал машинам
разрешено закончить проезд перекрестка. Зеленый разрешает движение, но, прежде чем
выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины
остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток
нерегулируемый. Поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь в собственной
безопасности.
Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги. Но если
уже попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, на осевой линии, разделяющей
транспортные потоки противоположных направлений, или на «направляющем островке», и
не делай шаги ни вперед, ни назад, не оценив ситуацию, чтобы водитель успел принять
решение, как лучше тебя объехать.
Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где
нет машин.
Не используйте для показа старые знаки на желтом фоне.
Не путайте группы знаков, правильно называйте дорожные знаки и информацию, которую
несет в себе тот или иной дорожный знак. Например, часто путают значение знаков 1.20 и
5.16.1. Они оба имеют одинаковое название «Пешеходный переход», но знак 1.20
(треугольный с красной каймой) относится к группе предупреждающих знаков и
предупреждает водителя, что впереди - знак 5.16.1 и пешеходный переход. А знак 5.16.1
(квадратный синий), имеющий то же название, относится к группе информационноуказательных и указывает пешеходам, что через дорогу надо переходить именно здесь.
Необходимо начинать обучение детей со знаков, актуальных для юных участников
дорожного движения. В первую очередь, дети должны знать значение знаков: «Пешеходный
переход» (подземный и надземный), «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная
дорожка», «Дети», «Движение на велосипедах запрещено», «Пересечение с велосипедной
дорожкой», «Велосипедная дорожка».
Дорожный знак «ДЕТИ» вовсе не предусматривает переход через дорогу именно в месте его
установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться
дети, так как рядом школа, детский сад или другое учреждение, и возможно неожиданное
появление детей на дороге.

План
проведения лекции по предупреждению детского
дорожно-транспортного травматизма
1.
Вступительная часть. О необходимости и важности выполнения правил дорожной
безопасности, историческая справка - 5 мин.
2. Просмотр к/ф «Безопасность на дороге» -15 мин.
3. Статистика и анализ ДТП и детского дорожно-транспортного травматизма – слайдо фильм и
фото ДТП -15 мин.
4. Просмотр к/ф «Внимание - дети» о случаях ДДТТ, показанных по TV -10 мин.
5. Программные требования по обучению школьников БДД в рамках программы ОБЖ
(Элементы дороги в городе, сельской местности; участники движения; виды пешеходных
переходов; дорожные знаки; светофорное регулирование) - 20 мин.
6.Фото - слайды транспортных площадок и автогородков - 5 мин.
7. Типичные ошибки при обучении школьников БДД - 20 мин.(знаки «пешеходный переход»;
разметка; обозначение остановки автобуса и его обход) - 20 мин.

8. Просмотр роликов для детей (с ошибками) -10 мин.
9. ЮИДовское движение - 10 мин. фото - плакатов
10. Просмотр к/ф Новогодние истории и ролики по предупреждению ДДТТ - 20 мин.
11. Рекомендуемые материалы и наглядно-методические пособия БДД для учителей («ДДД»;
Издатель.«Кедр», брошюра «Просвещение»; «Три сигнала светофора») - 5 мин.
12. Заключительное слово. Раздача наглядной агитации - 5 мин. Итого - 165 мин.

Выписки из Правил дорожного движения Российской Федерации
4.Обязанности пешеходов
4.1.Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их
отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а
также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю
проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других
пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае
невозможности двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти
в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой -по внешнему краю
проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению
транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие
мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных
средств.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767).
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в
условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со свето
возвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями
транспортных средств.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767).
4.2.Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по
направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре
человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие
с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с
включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их
отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
5.Обязанности пассажиров
5.1. Пассажиры обязаны:
-при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть
пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме;

- посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной
остановки транспортного средства.
Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может
осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст
помех другим участникам движения.
2. Общие обязанности водителей
2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности,
быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями (допускается не
пристегиваться ремнями обучающему вождению, когда транспортным средством управляет
обучаемый, а в населенных пунктах, кроме того, водителям и пассажирам автомобилей
оперативных служб, имеющих специальные цвето-графические схемы, нанесенные на наружные
поверхности). При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить
пассажиров без застегнутого мотошлема.
2.1.3. Учебная езда
21.4.Обучаемому на автомобиле должно быть не менее 16 лет, а на мотоцикле - не менее
14 лет.
2.2. Перевозка людей.
22.2. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой
разрешается, если он оборудован в соответствии с Основными положениями, при этом перевозка
детей допускается только в исключительных случаях.
22.6. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии со
специальными правилами в автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, имеющих
опознавательные знаки «Перевозка детей». При этом с детьми должен находиться взрослый
сопровождающий.
22.9. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом
особенностей конструкции транспортного средства.
Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных
ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских
удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств,
позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных
конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с
использованием специальных детских удерживающих устройств.
Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла.
24. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а
также прогону животных
24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
- ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье,
оборудованном надежными подножками;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или
груз, мешающий управлению;
- двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах,
имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами,
кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

ИНСТРУКЦИЯ
ПЕДАГОГУ,
ОТВЕТСТВЕННОМУ
ЗА
ОРГАНИЗАЦИЮ
В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
Педагог, ответственный за организацию профилактики ДДТТ, назначается приказом
директора общеобразовательного учреждения перед началом учебного года. Это может быть
заместитель директора по воспитательной работе, учитель начальных классов или предмета
«ОБЖ», руководитель отряда (кружка) ЮИД или любой педагог (на усмотрение директора),
владеющий соответствующими знаниями или прошедший курсы повышения квалификации по
обучению школьников правилам дорожного движения.
Педагог (инструктор по безопасности дорожного движения) руководствуется в своей
работе Законом Российской Федерации «О безопасности дорожного движения», «Правилами
дорожного движения Российской Федерации» (новая редакция с внесенными дополнениями и
изменениями), другими нормативными правовыми актами. Работа осуществляется в тесном
контакте с инспектором по пропаганде или сотрудником Госавтоинспекции, закрепленным за
данным общеобразовательным учреждением приказом начальника Госавтоинспекции.
В обязанности педагога, ответственного за организацию профилактики ДДТТ, входит
следующее.
1. Организация работы общеобразовательного учреждения по профилактике ДДТТ в
соответствии с планами совместной работы Госавтоинспекции и органа управления
образованием. План рассматривается на педагогическом совете и утверждается директором, а
совместные планы проведения профилактических мероприятий - еще и руководителями
соответствующих организаций.
2.Осуществление контроля за выполнением учебного плана и программы занятий по ПДД в
образовательном процессе.
3. Осуществление постоянного контакта с подразделением пропаганды Госавтоинспекции в:
- организации совместных профилактических мероприятий с учащимися и их родителями;
оформлении «уголка безопасности», кабинета ОБЖ;
обеспечении учащихся методической литературой и наглядными пособиями;
техническом оборудовании авто площадки (авто городка);
-ведении наблюдательного дела на общеобразовательное учреждение.
4. Систематическое информирование педагогического коллектива и родителей о состоянии
аварийности: количестве ДТП с участием детей, анализе причин и условий, способствующих
возникновению ДТП, сроках проведении профилактических мероприятий, их участниках.
5.
Разработка совместно с сотрудником Госавтоинспекции схемы маршрута безопасного
передвижения учащихся по территории, прилегающей к общеобразовательному учреждению.
Контроль постоянного обновления информации по данной схеме.
6. Организация работы отряда (кружка) ЮИД, участие в написании положений, инструкций по
проведению его работы.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ «МИНУТКИ» ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
«Минутка» - это кратковременное занятие по безопасности движения (1-2 минуты),
которое проводится педагогом непосредственно перед тем, как дети пойдут домой (группы
продленного дня), или в конце последнего урока в начальных классах.
Цель «минутки» - повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения на
улице во время движения по ней путем создания у детей соответствующей установки,
ориентировки мышления на вопросы «дороги» и «безопасности». Ребенок, выйдя на улицу,
осознанно или неосознанно изучает ее, познавая «секреты». Улица лишь на первый взгляд
проста, а в действительности сложна, имеет ряд «ловушек» -обманчивых ситуаций.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ «МИНУТКИ»
Внимание детей переключается на вопросы безопасности движения путем разбора
проблемного вопроса. Выслушав мнение нескольких детей по поставленному вопросу,
воспитатель (учитель) поправляет их и дает свое объяснение. Важно создание ситуации
столкновения мнений, спора, разнообразия объяснения одного и того же явления детьми.
За день в образовательном учреждении ребенок получает полезные сведения по
безопасности движения, рассмотренные в проблемной и занимательной форме.
Продолжением «минутки», ее практическим приложением является движение детей из
образовательного учреждения по улице.
Детям предлагаются задания по наблюдению обстановки на улице (за движением
автомобилей, пешеходов на остановках, перекрестках, обращение внимания по пути на
различные предметы, мешающие обзору улицы).
Родители, сопровождающие детей, в процессе движения домой используют наблюдение и
правильно оценивают обстановку, задавая детям вопросы.

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТРЯДАХ ЮНЫХ ИНСПЕКТОРОВ
ДВИЖЕНИЯ (ЮИД)
1. Общие положения
Отряды ЮИД создаются на базе и из числа учащихся учреждений образования при
поддержке ОГИБДД УВД и других заинтересованных организаций.
2. Цели и задачи
Создание отрядов ЮИД осуществляется с целью организации, проведения работы с
детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма пропаганды безопасного
поведения на дороге, развития ответственности в обеспечении безопасности жизнедеятельности,
воспитания правовой культуры. Основными задачами данной работы является: изучение ПДД
детьми, расширение, развитие знании, умении в области БДД, воспитание соответствующих
навыков поведения, использования их в повседневной жизни, профессиональная ориентация
учащихся.

3.Организация работы и структура отрядов ЮИД
Руководитель отряда ЮИД назначается приказом руководителя МОУ. Руководитель
отряда ЮИД работает в тесном взаимодействии с сотрудниками ОГИБДД и других
заинтересованных организаций. Периодичность проведения занятий устанавливается
руководителем учреждения. Отряд ЮИД создается при наличии 10-12 членов и более из числа
учащихся учреждения в возрасте от 8 до 14 лет. Возможно создание нескольких отрядов ЮИД в
одном учреждении по возрастным группам.
Руководитель отряда разрабатывает и ведет следующую документацию:
- положение об отряде ЮИД;
- тематический план занятий;
- план проведения мероприятий по БДД;
- журнал посещаемости.
В конце учебного года готовит краткий отчет реализации планов, анализирует
деятельность отряда ЮИД.
4. Форма участников отрядов ЮИД и удостоверение
Форма членов отрядов ЮИД изготавливается из плотной ткани синих оттенков и состоит
из комплекта: китель, брюки - для мальчиков, юбка - для девочек, пилотка, галстук. В
форменном обмундировании используется металлическая фурнитура, а также аксельбант,
ремень, портупея. Под кителем - белая рубашка без декоративной отделки.
Удостоверение члена отряда ЮИД представляет собой плотную книжечку размером 9x6
см с фотографией 2x3 см. Удостоверение выдается члену отряда по решению Совета ЮИД.
5. Разделы работы
В зависимости от уровня знаний, умений и возрастных особенностей, а также с учетом
положений членов отряда ЮИД, проводится следующая работа по разделам:
- изучение ПДД;
- вождение и техническое обслуживание велосипеда;
- оказание первой медицинской помощи;
- история ЮИД;
- основы страхования;
- агитбригада;
- оформительская работа.
Раздел «Изучение Правил дорожного движения» направлен на углубленное изучение
Правил дорожного движения, дорожных знаков, разбор дорожных ситуаций. В данный раздел
также входят практическая работа по предупреждению ДТП (проведение рейдов с детьми по
выявлению нарушителей ПДД, проведение агитационно-профилактической работы).
Раздел «Вождение и техническое обслуживание велосипеда» включает в себя умение
управлять велосипедом, преодолевать полосу препятствий, а также умение находить
неисправности в велосипеде и устранять их.
Раздел «Оказание первой медицинской помощи» направлен на приобретение детьми
навыков и умений оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при ДТП.

Раздел «История ЮИД» расширяет кругозор, углубляет знания участников отряда ЮИД
по безопасности дорожного движения, истории возникновения, развития ПДД, автотранспорта,
его создателей, истории ЮИДовского движения.
Раздел «Агитбригада» включает в себя проведение массовой агитационнопропагандистской, разъяснительной работы по БДД в детских образовательных учреждениях,
развитие творческих, актерских способностей у детей, сценического мастерства.
Раздел «Оформительская работа» развивает художественные способности, навыки
оформления плакатов, стенных газет, листовок, декораций к спектаклям по БДД, а также работу
по изготовлению пособий, оформлению уголков БДД в образовательных учреждениях.
6. Проведение мероприятий
Реализация знаний, полученных детьми в отрядах ЮИД по перечисленным разделам
работы, осуществляется в практической деятельности при проведении различных мероприятий,
конкурсов, соревнований по БДД, в том числе ежегодных районных слетов ЮИД.
Руководитель отряда разрабатывает и ведет следующую документацию:
- положение об отряде ЮИД;
- тематический план занятий;
- план проведения мероприятий по БДД;
- журнал посещаемости.
В конце учебного года готовит краткий отчет реализации планов, анализирует
деятельность отряда ЮИД.

КАБИНЕТ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Для проведения занятий по Правилам дорожного движения в школе целесообразно иметь
специальный кабинет по Правилам движения.
Создание учебного кабинета ПДД, оснащенного в полном соответствии с учебнометодическими требованиями, дело трудоемкое и дорогостоящее. Поэтому будет рационально
эту работу осуществлять поэтапно, по мере возможностей. Значительную часть пособий и
оборудования можно изготовить и осуществить оснащение ими кабинета силами учащихся,
используя уроки рисования, черчения, труда, кружковые занятия, помощь родителей,
сотрудников ГИБДД.
Для оборудования такого кабинета требуется обычная классная комната. В кабинете
устанавливаются столы и стулья из расчета одновременной посадки 35 учащихся.
На лицевой стороне класса устанавливаются классная доска и экран для демонстрации
диафильмов и кинофильмов. На доске укрепляются указка и коробка для мела, в которой, кроме
обычного мела, обязательно должны быть цветные мелки для вычерчивания схем дорожного
движения.
Выше классной доски в несколько рядов устанавливаются электрифицированные
дорожные знаки, закрытые матовым стеклом. Включение знаков осуществляется со стола
учителя, для чего на нем устанавливается пульт управления подсветкой дорожных знаков.
Для показа различных учебно-наглядных пособий на столе учителя устанавливается
демонстрационное устройство.

По обе стороны классной доски укреплены вешалки с зажимами для таблиц и плакатов.
Ниже классной доски устанавливаются две плакатницы для хранения таблиц,
агитационных и пропагандистских плакатов.
Макет-доска с металлическим основанием может быть размещена на стене рядом с
классной доской, а если место не позволяет, то доска с металлическим основанием может
подвешиваться непосредственно на доску (как подвешивается экран). Она может быть
установлена также и на специальном столе, на котором следует предусмотреть возможность
наклона доски для удобства обзора ее учащимися.
Комплект макет-доски включает:
1. Планшет из листовой стали толщиной ~0,8 мм (на фанерном или рамном основании).
На планшете должно быть изображение основных типов перекресток и дорог. В зависимости от
размеров планшета это может быть одна общая схема с несколькими перекрестками или
несколько сменных планшетов с изображением отдельных перекрестков.
2. Макет (на магнитах) транспортных средств: автомобили разных типов и назначений,
трамваи, троллейбусы, мотоциклов, велосипеды, пешеходы.
3. Макеты (на магнитах) светофоров и регулировщиков.
4. Дорожные знаки (желательно на магнитах).
С левой стороны кабинета в проемах между окнами устанавливаются два щита: «Рулевое
управление» и «Тормоза» для изучения требований безопасности движения к механизмам
управления автомобилем.
На задней стене класса устанавливается витрина для литературы по безопасности
движения. В специальные желоба, параллельно укрепленные на правой стороне,
устанавливаются таблицы «Атомобили», «Мотоциклы», «Городской электротранспорт»,
«Сельскохозяйственные самоходные машины», «Велосипеды и мопеды». Здесь же
устанавливают электрифицированную схему (щип) автомобиля с указанием механизмов и
приборов, влияющих на безопасность движения.
У задней стены кабинета устанавливается застекленный шкаф-стеллаж для хранения
светофоров, кинопроекционной аппаратуры, столика для него и других
наглядно-учебных пособий и оборудования. На окнах устанавливается затемнение.
Размещение оборудования и его внешний вид должны отвечать всем требованиям
технической эстетики и создавать максимальные удобства для проведения занятий и внеклассной
работы.
ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА ПО ПРАВИЛАМ ДВИЖЕНИЯ
В кабине устанавливаются ученические двухместные столы. В каждый стол укладывается
набор по Правилам дорожного движения. Такой набор служит для практического изучения
Правил дорожного движения. При помощи набора создаются различные дорожные ситуации,
возникающие на дорогах в процессе движения транспортных средств и пешеходов.
Движение транспорта на прилагаемых в наборе схемах регулируется макетами светофора
и фигурками регулировщиков, а также дорожными знаками.
Таблицы (плакаты)
В качестве плоскостных изобразительных пособий при изучении Правил дорожного
движения используются таблицы и плакаты, которые периодически выпускаются центральными
издательствами и распространяются через торговую сеть. Для сохранности таблицы
рекомендуется наклеить на картон и хранить их в плакатницах в горизонтальном положении.

Действующие модели светофора
Комплект действующих моделей светофоров настольного типа, изготовленных по
образцам натуральных светофоров современной конструкции, применяется для регулирования
движения на дорогах. В комплект входят модели светофоров 4-х типов: трехсекционный,
четырехсекционный с дополнительной секцией с правой стороны, пятисекционный с
дополнительными секциями слева и справа, пешеходный светофор.
В каждой секции и автомобильном патроне на штифтах - однонитевая (автомобильная)
лампа мощностью 3-6 ватт.
Электропитание моделей светофоров осуществляется от осветительной сети напряжением
127 или 220 вольт, через понижающий трансформатор (ТБ-30) на 12 вольт или от автомобильной
аккумуляторной батареи. Понижающий трансформатор входит в комплект. Заменять лампочки
другими (большей мощности) не рекомендуется, так как могут повредиться светофильтры из
ацетатной пленки.
Посредством четырех моделей светофоров можно создать все комбинации световых
сигналов, применяемых при регулировании движения.
Пешеходный светофор
Пешеходный светофор с вызывающим устройством. Такие светофоры устанавливаются на
пешеходных переходах через улицу с переключением световых сигналов пешеходами. На
колонке такого светофора устанавливаются вызывное устройство и световое табло «Ждите» с
кнопкой «Переход».
При нажатии пешеходом кнопки «Переход» устройство производит переключение
сигнала светофора. Для пешеходов включается сигнал «Идите», для транспорта -красный свет.
После перехода пешеходами улицы автоматически включатся зеленый сигнал светофора
для транспорта.
Светофоры необходимы для занятий с учащимися 1-9 классов. Изготавливаются на уроках
технического труда в школьных мастерских или на занятиях кружков.
Набор дорожных знаков
Набор дорожных знаков служит для проведения занятий о теме «Дорожные знаки». Набор
цветных дорожных знаков размером 300x300 мм изготовлении типографским способом на
плотной бумаге.
Жезлы регулировщика
Для теоретических и практических занятий, бесед, игр и соревнований учителю требуются
также жезлы регулировщика, которые можно изготовить в школьных мастерских.
Стол-макет
Крышку стола-макета с рельефом города целесообразно выполнить из листовой стали.
Те места, на которых будут установлены строения, зеленые насаждения и т.п.,
закрываются фанерой.
Для изготовления макетов города используются фанера и картон. Окраску рельефа удобно
производить присыпками из древесных опилок, окрашенных в нужный цвет. Это выполняется
так: в скипидаре или керосине разводится в небольшом количестве масляная краска.
Предварительно просеянные опилки высыпаются в раствор и затем просушиваются на воздухе.
Чтобы опилки закрепить на поверхности макета, покрытого фанерой, надо его предварительно
окрасить лаком или столярным клеем и через сито посыпать опилками. В качестве присыпок
можно использовать тертый кирпич, песок, мелкую гальку.
Дома и другие постройки изготавливаются из деревянных брусков, картона, фанеры,
оргстекла т. п. Строения и постройки окрашиваются масляными или нитрокрасками.

Проезжая часть улиц и дорог может быть окрашена тонким слоем непосредственно по
металлу после высыхания краски. Белой или желтой краской наносятся линии разметки.
При помощи макетов, вмонтированных в модели автомобилей, и средств регулирования
они удерживаются на общем макете.
Макет можно электрифицировать низковольтным оборудованием (с автоматической подачей
различных сигналов) и т. п. Эту работу может произвести электротехнический кружок (кружок
автоматики) школы или внешкольного учреждения.
Контрольные карты
Для проверки знаний учащихся по Правилам дорожного движения в кабинете рекомендуется
иметь набор контрольных карт для программированного опроса учащихся с комплексными
задачами по всей программе.
Принцип построения контрольных карт следующий: на каждой карте в рисунках с текстом и
только текстом дается 10 задач. В каждой задаче имеется несколько ответов в виде цифр и
текста. Надо выбрать один правильный ответ.
Решая задачи, учащиеся отмечают правильные ответы в контрольном листке (зачеркивают
цифру двумя пересекающимися линиями). Затем карточку и контрольный листок сдают учителю.
Учитель, наложив на контрольный листок шаблон с кодами правильных ответов,
подсчитывает количество правильных ответов и ставит отметку. (При правильных ответах
отверстия шаблона должны совпадать с пометками, сделанными учащимися на
контрольном листке).
Шаблоны изготавливаются из любого плотного листового материала. Номер
шаблонасоответствует номеру карточки.
Библиотечка с литературой по безопасности движения
Очень большое значение имеет оформление и размер учебного пособия. Эти пособия
используются как учителем, так и учащимися в качестве справочного или иллюстрированного
материала на занятиях.
Так при изготовлении текстовых плакатов, диаграмм, графиков или таблиц наиболее
благоприятны желто-зеленый, зелено-голубой и частично синий цвет. Хорошо воспринимается
сочетание черных букв и желтого фона, красных букв и зеленого фона. Все чертежи, схемы и
плакаты следует выполнить на листах одного стандартного размера цветными красками или
фломастерами.
Размеры наглядных пособий выбирают в зависимости от особенностей и площади стен
помещения.
Наряду с настенными пособиями можно изготовить альбомы в соответствующем
художественном оформлении.
Рисунки, схемы, графики лучше делать на листах бумаги (ватмане) форматом 297 х 420
(Ф.12), 420 х 594 (Ф.22) или 694 х 841 (Ф.24).
Поле рисунка (схемы) нужно располагать так, чтобы по краям рисунка оставалось не
менее 20 мм. Если рисунки (схемы) будут использоваться для изготовления альбома, поле с
левой стороны должно быть не менее 40 мм. Границей поля рисунка (схемы) служит рамка в
виде черной линии, толщиной 0,2 мм. Желательно, чтобы все листы альбома были из одного
сорта бумаги.
Большое значение наглядности обучения придавал еще К.Д. Ушинский, который считал,
что «облекая учение в формы, краски, звуки мы делаем его доступным ребенку».

Считается, что отсутствие наглядности в обучении снижает его эффективность до 10%.
Близко к этому значению оказывается и качество наглядных пособий. Поэтому высокими
должны быть требования не только к содержанию, но и к качеству учебных наглядных пособий.
Что касается учебных наглядных пособий по ПДД, то требования к ним должны быть
высоки еще и потому, что они должны работать на укрепление доверия к ним, на их высокий
авторитет.
П
ри отсутствии в школе возможности иметь отдельный кабинет ПДД, следует организовать
в кабинете ОБЖ или в других классных помещениях уголок ПДД. Таких уголков ПДД лучше
иметь несколько, лучше - если каждый учебный класс (особенно в начальной школе) будет иметь
в своем помещении свой уголок ПДД.
Что касается оснащения уголка оборудованием, учебными и методическими пособиями,
то это должно быть оборудование и пособия из перечня, необходимого для кабинета. Их состав
определяется возможностями школы, но должен обеспечивать для занятий необходимый
минимум.
Поскольку школ, располагающих кабинетами ПДД, в районных пока еще мало, следует
организовать посещение имеющихся кабинетов учащимися других школ.
Плакаты, листовки, брошюры. Настольные игры
Фабриками игрушек выпускаются игры по Правилам дорожного движения, которые
рекомендуется использовать на занятиях в младших классах для закрепления знаний по
Правилам движения: «Учись вождению», «По городу», «Открой глаза», «За рулем», «Дорожные
знаки», «Твои знакомые», «Маленький шофер», «Светофор», «Пешеход», «Автотрасса».
Игры распространяются через торговую сеть.
По вопросам организации школьных кабинетов по Правилам движения учителя и другие
работники школ должны обращаться к сотрудникам Государственной инспекции. В их лице они
всегда найдут помощников и советчиков.
За сохранность оборудования кабинета должны нести ответственность заместитель
директора школы или назначенный руководством школы из числа учителей.
У выхода из школы желательно установить световое табло, предупреждающее о
необходимости соблюдения Правил дорожного движения, информирующее о состоянии дороги,
о погоде.
В вестибюле школы необходимо оборудовать стенд для вывешивания плакатов, листовок
по Правилам дорожного движения, сообщений ГИБДД и отряда ЮИД, графиков дежурств
школьного патруля.
Занятия в хорошо оборудованном кабинете по Правилам движения помогут вооружить
будущих водителей и пешеходов запасом знаний и умений по безопасности движения, благодаря
которым они смогут вовремя распознавать и решать все опасные ситуации в дорожной
обстановке и безошибочно на них реагировать.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ УГОЛОК ДЛЯ школы ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ
Информационные и пропагандистские материалы по безопасности дорожного движения
должны быть во всех школах. Они оформляются в виде специальных стендов или щитов (один
или несколько) и, как правило, располагаются на видном месте в вестибюле школы, желательно
на выходе из детского образовательного учреждения.
Примерный перечень материалов, располагаемых на стендах, следующий:

1.
Выписка из приказа директора школы о назначении лица, ответственного за работу по
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (с указанием должности, фамилии,
имени, отчества).
2.
Информация (по согласованию с районным отделом ГИБДД) о закреплении за школой
сотрудников ГИБДД и дружинников с указанием фамилий.
3.
Информация о ДТП, происшедших с участием учащихся школы и краткий разбор причин
случившегося. (Можно приложить схему ДТП и указать пункты ПДД, нарушение требований
которых привело к происшествию). Сообщение о работе, проведенной с учащимися школы и
родителями в связи с происшедшим ДПТ.
4.
Информация о нарушителях ПДД - учащихся школы, с указанием фамилий, класса,
характера нарушения, со ссылкой на ПДД, и о мерах, принятых к нарушителям.
5.
Информация о проводимых в школе мероприятиях, связанных с изучением ПДД:
проведение игр, конкурсов, соревнований и т.п. с обязательными сообщениями о ходе
подготовки к ним.
6.
Информация ГИБДД о состоянии ДДТТ в районе (ежемесячные данные).
7.
В качестве постоянной, но периодически сменяемой информации можно использовать
некоторые учебные материалы по ПДД. Например, по темам: «Причины ДТП», «Бытовым
привычкам не место на дороге» («Ловушки»), «Как избежать опасности
на дороге» и т.п.
8.
Информация для родителей.
Школа обязана четко объяснять свои задачи, рассказывать о проблемах, информировать
об актуальных задачах. Все это в полной мере относится и к проблемам ДДТТ.
Внимание родителей должно быть обращено не только на ту информацию, которая
относится непосредственно к ним, но и на ту, с которой школа обращается к детям.
Для достижения наибольшей эффективности в обучении детей, родители должны быть
ознакомлены с поурочным содержанием проводимых уроков по ПДД. Это необходимо для того,
чтобы не было противоречий в изложении учебного материала учителя на уроке и поведением
родителей в реальных дорожных ситуациях, что, ксожалению нередко случается.
9.
В качестве информационных материалов, как для родителей, так и для детей могут быть
использованы газетные и журнальные вырезки актуального характера по тематике безопасности
дорожного движения.
10.
Схема безопасного движения учащихся по территории микрорайона школы. Эта схема
носит весьма ответственную информационную нагрузку. Как правило, подобные схемы в школах
имеются, но к очень большому сожалению, они выполняются формально и никакой полезной
работающей информации не несут. Подобные схемы необходимосогласовать с органами ГИБДД.
Сама по себе задача обеспечения безопасности движения учащихся из дома в школу,
обратно и в других направлениях в границах микрорайона школы всегда была и остается
актуальной и требует гораздо большего внимания, чем это имеет место в реальности.
Учитель не может, да и не должен заниматься ее решением, но обратить внимание
руководства школы и тем самым привлечь его внимание к решению вопросов безопасности
детей на пути в районе школы, он в состоянии и должен это делать. Администрация, в
своюочередь, может обратиться в управление образования и в ГИБДД, в муниципальные и
другие органы и потребовать принятия необходимых практических мер по обеспечению
безопасности детей.
При выполнении схемы надо подобрать приемлемый масштаб и соблюсти его. Схема
должна легко читаться, поэтому обозначать надо основные и понятные ориентиры (строения,

дороги, зеленые насаждения и т.п.), надписи должны выполняться четко, разборчиво.
Обязательно обозначаются все дороги со всеми элементами (проезжая часть, трамвайные пути,
тротуар, разделительная полоса, пешеходные переходы, светофоры, дорожные знаки и разметка).
Расположение светофоров, дорожных знаков и разметки должно соответствовать их
действительным местам расположения. Хорошо видимой линией (при необходимости со
стрелками, обозначающими направление движения) должны быть обозначены все основные пути
движения учащихся к школе (и обратно) от близлежащих остановок маршрутного транспорта и
основных мест проживания учащихся. Должны быть отмечены участки с интенсивным
движением транспортных средств.
Следующий этап работы — оценка степени безопасности дорожного движения на
участках дорог, прилегающих к школьной территории:
1.
Дорожный знак «Дети» (2 шт.): наличие, состояние, правильность установки (расстояние,
высота, освещенность).
2.
Состояние проезжей части, тротуаров и их освещенность.
3.
Наличие остановок и стоянок транспортных средств, объездных путей, влияющих на
пешеходное движение.
4.
Наличие постоянных и временных сооружений и предметов, захламленность на
территории, прилегающей к школе, влекущие ухудшение обзора, вынужденное нарушение
маршрутов детей.
5.
Наличие (при необходимости) и состояние пешеходных ограждений в местах подходов
детей к школе.
6.
Наличие и состояние пешеходных переходов и их обозначений (знаки, разметка).
7.
Соблюдение скоростного режима водителями транспортными средствами, наличие
искусственных неровностей.
8.
Направление движения транспортных потоков (необходимость переключения на другие
направления).
9.
Организация дежурства сотрудников ГИБДД, дружинников, учителей, родителей,
старших школьников и членов отрядов ЮИД (в пределах целесообразности).
Оценив степень безопасности дорожного движения, состояния школьной территории и
всего микрорайона школы, необходимо специальными условными значками (например, красный
флажок, а при необходимости с дополнительной надписью) обозначить опасные места на схеме.
Опасность временного характера (ремонт тротуара, складирование какого-либо материала
и т.д.) лучше обозначить легкосъемными значками, например, на булавках, а если схема имеет
остекление, то — приклеиванием к стеклу.
Если территория школы не имеет своего ограждения, то ее границы (а лучше всю
площадь) следует обозначить на схеме.
Все изменения, происходящие на территории микрорайона школы, должны оперативно
отражаться на схеме, путем внесения соответствующих поправок, носящих особо серьезный
характер (например, вынужденное изменение маршрута движения учащихся), учащиеся должны
быть оповещены также специальной информацией, размещаемой рядом со схемой.
Если в микрорайоне школы когда-либо происходили ДТП (с участием или без участия
учащихся школы), то места этих ДТП должны быть отмечены на схеме.
Весьма полезно, помимо схемы, вывешиваемой в вестибюле школы, иметь второй ее
экземпляр в кабинете ПДД, где она может служить хорошим учебным пособием.
На конкретных примерах дорожной обстановки на дорогах и территории микрорайона
школы можно вести занятия по различным темам учебной программы ПДД:

перекрестки, пешеходные переходы, сигналы светофора и регулировщика, дорожные знаки и
разметка и т.д., а также занятия о безопасном поведении на конкретных путях движения
пешеходов в школу, домой и по другим направлениям.
Любые информационные и пропагандистские материалы, вывешиваемые на стендах и щитах,
должны нести определенную нагрузку, должны быть работающими на выполнение конкретной
задачи. Случайных материалов быть не должно! Прежде чем вывешивать какой-либо материал
необходимо решить: зачем он нужен, чем он полезен,насколько он актуален.
Материалы должны обновляться. Даже полезный, но «завесившийся», устаревший
материал не работает, а из полезного становиться бесполезным и даже вредным.
ТРАНСПОРТНЫЕ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВИЛАМ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. ОБОРУДОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ПЛОЩАДОК
Для школьников и младших школьников наиболее эффективной формой изучения Правил
дорожного движения является игра-занятие, которая может проводиться как на открытом
воздухе, так и в помещении. Для проведения практических занятии, игр, соревнований на лучшее
знание и выполнение дорожных законов предназначаются транспортные площадки, которые
должны быть оборудованы в каждой школе и детском
образовательном учреждение.
Транспортная площадка (автоплощадка) представляет собой комплекс, состоящий
из следующих элементов:
- асфальтированной площадки с разметкой проезжей части;
- средств регулирования (светофоров, дорожных знаков), которые могут быть изготовлены
силами самих ребят на уроках труда;
- транспорта (педальных машин, велосипедистов, самокатов);
- учебно-материальных пособий и атрибутов игр и занятий (жезлов, формы юных инспекторов
движения и т. д.);
стационарных или переносных витрин (щитов) с агитационно-пропагандистскими
материалами (плакатами, памятками, листовками) для проведения занятии.
Такая автоплощадка может быть размещена на территории школы, детского сада,
парка культуры, жилого микрорайона, оздоровительного лагеря. Границы проезжей части и
тротуара наносятся на асфальт белой краской (ширина 0,07-0,1 м). Дорожные знаки и панно
целесообразно изготовить из металла, на стойках с подставкой (высота знака, панно со стойкой 1 -1,2 м). При окраске знаков руководствоваться существующим ГОСТом.
Помощь в изготовлении знаков, панно, атрибутов для игр, в приобретении транспорта,
формы юных инспекторов движения могут оказать органы образования, автотранспортные
предприятия, городские, районные совет Всероссийского общества автомобилистов и другие
источники. Исходя из местных условий, можно подобрать для автоплощадок схемы различной
сложности.
Примеры элементарных детских транспортных площадок приведены на схемах в
приложении.
Игры и упражнения на площадке должны проводиться после предварительного
ознакомления детей с Правилами дорожного движения на занятиях в детских садах и школах.
Цель их - расширить первоначальные знания детей о порядке движения транспорта и пешеходов,
научить их соблюдать правила поведения на улице.

Для большей пропускной способности площадки целесообразно предусмотреть участие в
занятиях одновременно двух классов (групп, отрядов), один из которых выполняет роль
пешеходов, другой водителей транспорта. Через определенное группы меняются ролями.
По прибытии на площадку учитель (воспитатель, член отряда ЮИД) знакомит детей со
схемой площадки, организацией движения на ней (разметкой, дорожными знаками, указателями,
светофорами), обращает внимание ребят на необходимость строгого соблюдения правил (не
выезжать на полосу встречного движения, соблюдать дистанцию, интервал, обгон совершать
только с левой стороны, выполнять требования дорожных знаков, сигналов светофора или
регулировщика).
Для проведения игры-занятия выделяется 5-7 юных инспекторов движения, которые
должны иметь жезлы, свистки, нарукавную повязку или форму ЮИД. Они следят за движением
транспорта и пешеходов на автоплощадке.
Простейшая территория ОУ, учебно-тренировочная площадка в виде перекрестка можно
оборудовать необходимо оборудовать во дворе ОУ, а в зимнее время в вестибюле каждой школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89285307321

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».